ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дерегулирование аэропортов может быть отложено

12.12.2019

ПАО «Аэрофлот» обратилось в антимонопольный орган с жалобой на стоимость услуг в российских аэропортах[1]. Согласно позиции ПАО «Аэрофлот» доступность авиаперевозок снижается, поскольку рост стоимости обслуживания рейсов в российских аэропортах превышает рост уровня инфляции.

ФАС России по результатам рассмотрения жалобы возбудила дело в отношении АО «Топливно-обеспечивающая компания», которое является основным поставщиком топлива аэропорта Южно-Сахалинска[2]. По мнению антимонопольного органа, в действиях АО «Топливно-обеспечивающая компания» имеются признаки злоупотребления доминирующим положением, выразившемся в установлении монопольно высокой цены.

В рамках осуществления антимонопольного контроля ФАС России также заявила, что обратит внимание и на другие аэропорты Дальневосточного федерального округа, в которых:

- у авиакомпаний отсутствует альтернатива выбора поставщиков услуг по заправке, буксированию, подаче трапов, уборке, питанию и других;

- зафиксировано переложение расходов международных терминалов на внутренние рейсы.

Антимонопольный контроль услуг в аэропортах, проводимый ФАС России вызывает интерес по ряду моментов.

Во-первых, с точки зрения установления доминирующего положения хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги в аэропортах.

Установление факта доминирования является обязательным условием для осуществления антимонопольного контроля.

Напомним, что услуги в аэропортах относятся к сфере естественной монополии. При этом доминирующим признается положение хозяйствующих субъектов на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Само по себе осуществление деятельности, относящейся к сфере естественной монополии, не означает наличие доминирующего положения. Так, не все услуги в аэропортах оказываются на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, даже если они подходят под сферу естественной монополии. Сферы естественной монополи сформулированы достаточно широко без определения конкретных продуктовых и географических границ, а также без учета актуального положения на товарном рынке, ввиду чего в отношении товарных рынков охватываемых сферой естественной монополии антимонопольному органу необходимо проведение анализа состояния конкуренции.

Отметим, что АО «Топливно-обеспечивающая компания» включено в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах[3], но принимая во внимание, что жалоба в ФАС России касается нерегулируемых услуг, то есть услуг, не оказываемых на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, то включение АО «Топливно-обеспечивающая компания» в перечень субъектов естественных монополий не должно приниматься во внимание для осуществления антимонопольного контроля.

Во-вторых, доминирующее положение само по себе не является нарушением антимонопольного законодательства, а накладывает лишь определенные ограничения при осуществлении экономической деятельности, в частности, связанные с ценообразованием.

В жалобе в ФАС России указывается, что на данный момент в российских аэропортах существенно возросли цены на нерегулируемые услуги. Однако нарушением является только установление монопольно высокой цены. Об установлении монопольно высокой цены не свидетельствует ни рост цены на товары, работы, услуги (как таковой), ни превышение роста цены на авиатопливо по сравнению с ростом инфляции, поскольку не отражает реальные затраты конкретного производителя, реальную рентабельность его деятельности и наличие / отсутствие чрезмерной прибыли.

Для установления факта наличия монопольно высокой цены антимонопольному органу необходимо выяснить:

- действительно ли имеется опережающий рост показателей прибыли по сравнению с ростом затрат на реализацию товаров;

- действительно ли отсутствуют объективные причины существенного повышения цен;

- действительно ли сумма необходимых для производства и реализации услуг расходов и прибыли превышает установленную цену на товар.

Отметим, что рост спроса на авиатопливо на протяжении последних 2-х лет повлек и рост цен на него, что характеризует не столько деятельность конкретного хозяйствующего субъекта, сколько состояние экономики в данной отрасли[4]. В связи с чем, на данный момент преждевременно делать вывод о наличии злоупотребления доминирующим положением (установлении монопольно высокой цены).

Таким образом, для установления нарушения запрета злоупотребления доминирующим положением необходимо:

1) установить доминирующее положение хозяйствующего субъекта (путем анализа товарного рынка нерегулируемых видов деятельности в аэропортах);

2) установить наличие монопольно высоких цен, которые приносят хозяйствующему субъекту чрезмерную прибыль или не имеют экономического обоснования произведенных затрат.

Тем не менее, стоит признать, что каждый факт наличия / отсутствия злоупотребления доминирующим положением должен оцениваться индивидуально с учётом конкретных показателей как экономики РФ в целом, так и экономического поведения конкретного хозяйствующего субъекта, в частности.

 

Авторы: Илья Тюленев, старший консультант практики конкурентного права Юридической компании "Каменская & партнёры", и Анастасия Гусева, младший консультант Юридической компании "Каменская & партнёры"