ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по закупкам № 23

05.10.2021

На этой неделе дайджест по вопросам закупочной деятельности посвящен следующим темам:

Опубликованы разъяснения о возможности участника закупки подтвердить выполнение работ договором субподряда (Закон № 44-ФЗ)

В своём письме от 25.08.2021 № ПИ/71560/21 ФАС России сообщает :

 - дополнительным требованием к участникам закупки на выполнение работ по подготовке проектной документации является наличие опыта исполнения одного контракта на выполнение работ;

- для подтверждения такового от участника требуется в составе заявки предоставить:

копию исполненного контракта;

копию акта выполненных работ, подтверждающего стоимость исполненного контракта;

- указанные в Постановлении № 99 документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем, предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления № 99;

- основным документом, который подтверждает соответствие участника дополнительному требованию, является договор на выполнение соответствующих работ, где стороной выступает участник закупки.

В связи с этим, договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления № 99.

Правительство обсуждает ограничение размера лотов при поставках лекарств на средства федбюджета, чтобы привлечь к исполнению небольшие российские фармкомпании (Закон № 44-ФЗ) 

Данную инициативу готовил Минздрав, который должен был получить отзывы Минфина, Минпромторга, Минэкономики и ФАС.

Минздрав не поддерживает инициативу, в связи с тем, что:

- Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан организует торги на закупки вакцин, лекарств по другой программе, препаратов для пациентов с гепатитом, ВИЧ и туберкулезом. На эти цели было затрачено достаточно средств, которые получат российские компании (49% заключённых контрактов);

- именно централизация ряда закупок и внедрение долгосрочных контрактов с производителями на большие объёмы препаратов позволила избежать роста цен на них.

Доводы ведомства поддержал ФАС России.

Минэкономразвития не согласилось с таким мнением и указало, что:

- важность инициативы заключается в том, что многие российские производители просто не могут поставить препараты для госсегмента в силу объёма такой поставки;

- российским производителям не хватает активов для получения банковской гарантии, необходимой для участия в госзакупках;

- при дроблении торгов экономия бюджетных средств действительно снизится, но предлагается считать дополнительные траты «инвестициями во внутреннее производство лекарств».

Положение о закупке, допускающее закупку услуг по организации питания у единственного поставщика, ограничивает конкуренцию и его можно оспорить (Закон № 223-ФЗ).

Участник обратился в суд с заявлением о признании недействительным пункта Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд автономного общеобразовательного учреждения, а также об обязании исключить данный пункт и признать недействительным результаты закупки и договор с единственным поставщиком.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанции указали:

- заказчик наделен правом самостоятельно определять способы закупки;

- включение учреждением в Положение о закупке возможности оказания услуг по организации питания нужд заказчика посредством закупки у единственного поставщика не противоречит Закону № 223-ФЗ.

ВС РФ не согласился с этим и разъяснил следующее:

- избрание заказчиком такого способа закупки повлекли необоснованное ограничение круга потенциальных участников;

- нарушаются принципы осуществления закупочной деятельности и положения законодательства о защите конкуренции;

- при выборе такого способа, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, которые будут объяснять, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным, либо в значительной степени лишают заказчика результата, которого он хотел достичь.

Таким образом, ВС занял позицию заявителя — признал пункт Положения незаконным в части ограничения доступа к возможному участию в закупке на конкурентной основе юридических и физических лиц.

ВС отменил судебные акты всех трех инстанций и удовлетворил требования заявителя в полном объёме.

Документ: Определение ВС РФ от 16.09.2021 № 306-ЭС21-13429 по делу № А57-6544/2020.

 

Авторы:  Ольга Жвирбля, Александра Турпанова