ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по судебной практике № 56

30.07.2021

В этом выпуске расскажем о позициях КС РФ, новых законопроектах и иных инициативах

Минюст предлагает отменить выдачу исполнительных листов в бумажном виде

Минюст подготовил правовую базу для перехода на «реестровую модель» учета и выдачи исполнительных документов в рамках суперсервиса «Цифровое исполнительное производство». Подготовлен законопроект, в рамках которого поправки будут внесены во все процессуальные кодексы, НК РФ, ТК РФ, СК РФ, КоАП РФ, Закон об исполнительном производстве, Закон об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг. Новая модель заработает в 2023 году.

Реестр исполнительных документов — это государственный информационный ресурс, предназначенный для учета сведений об исполнительном документе, его сторонах, ходе исполнения. Оператором реестра предлагается определить ФССП. Доступ к информации об исполнительном документе будет предоставлен сторонам исполнительного производства, их представителям, органу, вынесшему исполнительный документ, судебному приставу-исполнителю, ведущему исполнительное производство, а также иным должностным лицам ФССП. Доступ к данным также получат иные лица и организации, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, лица, осуществляющие учет прав на эмиссионные ценные бумаги должника.

Выдача на руки исполнительных документов и направление в ФССП для исполнения больше не предполагается. Вместо этого в новом реестре будут регистрироваться сведения об исполнительном документе. Основанием удержания средств и возбуждения исполнительного производства будет являться не исполнительный документ, а запись в реестре, сделанная уполномоченным органом.

Прокуратура получит доступ к информации, размещенной в ЕИС жилищного строительства

Согласно Правилам, установленным постановлением Правительства, единый институт развития в жилищной сфере, являющийся оператором ЕИС жилищного строительства, должен предоставлять органам прокуратуры доступ к информации, необходимой для осуществления прокурорского надзора.

Доступ органов прокуратуры:

- к информации, размещенной в открытой части ЕИС, осуществляется органами прокуратуры самостоятельно с использованием сайта информационной системы;    

- к информации, размещенной в закрытой части ЕИС, - путем использования личного кабинета органа прокуратуры, ведение которого осуществляется оператором ЕИС.

Срок, по окончании которого оператором информационной системы должна быть обеспечена техническая возможность использования органом прокуратуры его личного кабинета, порядок взаимодействия органа прокуратуры и оператора, в том числе применяемые при таком взаимодействии технологические и программные средства, а также порядок идентификации работников прокуратуры, будут определены соглашением об информационном взаимодействии между Генеральной прокуратурой и оператором информационной системы.

Конституционный суд РФ высказался о возмещении судебных расходов

КС РФ признал подпункт 1 п. 3 ст. 158 и п. 10 ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ, а также ч. 1 ст. 358 КАС РФ не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - исключают возможность исполнения судебного решения о возмещении судебных расходов, присужденных решением суда в связи с признанием незаконными действий органа государственной власти, у которого отсутствует лицевой счет в органах Федерального казначейства.

В случае отсутствия у органа государственной власти лицевого счета в органах Федерального казначейства взыскание судебных расходов по судебному решению может быть произведено с вышестоящего по отношению к должнику органа государственной власти.

Суд указал, в частности, что в настоящее время правоприменительная практика в данной ситуации фактически требует от гражданина обратиться с требованием о пересмотре решения о возмещении судебных расходов в связи с признанием незаконными действий  органа государственной власти или его должностных лиц по вновь открывшимся обстоятельствам, с привлечением надлежащего ответчика, имеющего лицевой счет в органах Федерального казначейства. Подобное требование приводит к дополнительным неоправданным расходам частного лица, а также неоправданному расходованию бюджетных средств на отправление правосудия.

Законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование надлежащие изменения. До внесения указанных изменений следует исходить из необходимости изменения судом по заявлению взыскателя способа и порядка исполнения такого судебного акта путем привлечения к субсидиарной ответственности вышестоящего по отношению к должнику органа государственной власти, имеющего лицевой счет в органах Федерального казначейства.

Конституционный суд РФ обязал законодательно установить критерии индексации взысканных арбитражным судом денежных сумм

Ч. 1 ст. 183 АПК РФ признана не соответствующей Конституции РФ, в той мере, в какой она - при отсутствии в системе действующего правового регулирования механизма индексации взысканных судом денежных сумм - не содержит критериев, в соответствии с которыми должна осуществляться предусмотренная ею индексация.

Суд отметил, что правоприменительная практика свидетельствует о том, что ч. 1 ст. 183 АПК РФ служит арбитражным судам основанием для отказа в удовлетворении заявлений взыскателей об индексации присужденных денежных сумм вследствие отсутствия закона или договорного условия, предусматривающих такую индексацию.

Взыскатель оказывается в ситуации, когда вынесенный судебный акт о взыскании в его пользу денежных сумм не исполняется или несвоевременно исполняется должником, при этом могут остаться невозмещенными понесенные взыскателем потери от обесценивания присужденных денежных сумм, что свидетельствует о неполноценной реализации взыскателем права на судебную защиту.

Суд постановил, что законодателю надлежит внести изменения, позволяющие арбитражным судам индексировать присужденные денежные суммы на основании соответствующих заявлений участников арбитражного судопроизводства и тем самым реально восстанавливать их право на правильное и своевременное исполнение решения суда.

До внесения изменений судам надлежит использовать в качестве критерия осуществления предусмотренной ею индексации официальную статистическую информацию об индексе потребительских цен (тарифов) на товары и услуги в РФ, которая размещается в интернете на официальном сайте Росстата.

 

Автор: Анна Акифьева.