ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по корпоративному праву № 24

22.06.2021

Дайджест этой недели посвящен законопроекту об упрощенном прекращении публичного статуса АО, распоряжению Правительства о дивидендной политике и определению ВС РФ о привлечении контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности:

В Государственную Думу внесен законопроект, позволяющий ПАО прекращать публичный статус в упрощенном порядке.

В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что в настоящее время существуют АО, которые имеют в фирменном наименовании указание на публичность, но акции которых публично не размещаются и не обращаются.

Законопроект предлагает предоставить АО, не исключившим из фирменного наименования указание на публичный статус (ч. 7 ст. 27 Закона № 210-ФЗ), возможность прекратить публичный статус в упрощенном порядке.

Упрощенный порядок предполагает, что решение о прекращении статуса принимается 3/4 голосов на общем собрании акционеров или простым большинством голосов на повторном общем собрании акционеров. Повторное общее собрание акционеров проводится в случае отсутствия на общем собрании акционеров кворума или большинства голосов акционеров, необходимого для принятия решения о прекращении статуса.

В АО с числом акционеров более 500 участников, акционеры, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании, получают право требовать выкупа принадлежащих им акций.

В России начет действовать единый подход к правилам выплаты дивидендов госкомпаниями.

С 01.07.2021 вступает в силу новая редакция распоряжения Правительства РФ о формировании позиции РФ как акционера в АО, в соответствии с которой госкомпании должны будут направлять на дивиденды не менее 50% скорректированной чистой прибыли.

Таким образом, будет действовать единый норматив по отчислениям на дивиденды, а также при определении дивидендной базы не будут учитываться доходы и расходы, не подтвержденные денежными потоками.

Правительство рассчитывает, что новый подход к расчёту выплат сделает более прогнозируемыми поступления в казну и позволит сбалансировать инвестиционную активность госкомпаний и их обязательства перед акционерами.

ВС РФ подтвердил возможность привлечения контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве.

Межу ООО «Ниша» (далее – Поставщик) и ООО «Логостайл» (далее – Покупатель) заключен договор поставки. Обязательства по оплате полученного товара Покупателем не исполнены. Поставщик обратился в суд с исками о взыскании долга. Суд иск удовлетворил.

В связи с неисполнением судебных решений, Поставщик инициировал банкротство Покупателя. В ходе рассмотрения дела о банкротстве выяснилось, что у должника отсутствуют средства, достаточные для возмещения судебных расходов на проведение процедур банкротства. Впоследствии Поставщик обратился в суд с исковым заявлением о привлечении физических лиц как контролировавших должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам Покупателя из договора поставки.

Арбитражные суды в иске отказали, сославшись на то, что обстоятельства, положенные в основу требований о привлечении физических лиц к субсидиарной ответственности, были известны Поставщику до прекращения производства по делу о банкротстве Покупателя, а значит, это не позволяет кредитору предъявить иск о привлечении к ответственности контролирующих лиц вне рамок дела о банкротстве.

Отменяя решения нижестоящих судов и направляя дело на новое рассмотрение, ВС РФ отметил, что действующее законодательство не содержит положений о том, что материальное право кредитора на возмещение вреда, причиненного контролирующим лицом, перестает существовать, если этот кредитор, располагающий информацией о наличии  оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, не предъявил соответствующий иск к причинителю вреда до прекращения производства по делу о банкротстве.

 

Авторы: Анна Акифьева, Максим Мартынов.