ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по интеллектуальной собственности информационным технологиям № 52

01.07.2021

В этом выпуске: новые патентные пошлины, изменения в IPChain и продвижение артистов через Facebook. Также Вы узнаете, почему Бэнкси теряет свои работы и в каком случае YouTube отвечает за пиратский контент на своей платформе.

Снижение пошлин Роспатента

С 21.06.2021 вступили в силу изменения в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий в Роспатенте, внесенные постановлением Правительства РФ.

 Среди основных изменений:

- скидка 50% на уплату пошлины за выдачу патента на изобретение/авторского свидетельства на полезную модель для заявителей, которые провели экспертизу разработки у аккредитованных научных/образовательных организаций;

- бесплатная выдача электронных охранных документов (патентов и свидетельств);

- почти вдвое уменьшена пошлина за выдачу электронного дубликата охранного документа.

Поправки обусловлены состоявшимся в начале 2021 года переходом на электронные патенты и свидетельства, а также передачей экспертизы патентов на аутсорс.

Снижение пошлин призвано стимулировать и популяризовать использование новых механизмов.

Центр оборота прав на результаты творческой деятельности

Президентом РФ подписан указ  о создании общероссийской общественно-государственной организации «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности», учредителем которого выступит Минцифры.

Фактически организация станет преемником компании IPChain, которая предлагает инфраструктуру, основанную на депонировании результатов интеллектуальной деятельности.

Среди основных направлений деятельности:

- обеспечение работы цифровой инфраструктуры управления правами на результаты творческой деятельности, в т.ч. в научно-технической сфере;

- подготовка и совершенствование нормативно-правового регулирования данной инфраструктуры;

- просветительская деятельность в области защиты прав;

- расширение международного взаимодействия по обмену данными, необходимыми для экспорта/защиты таких прав.

К целям создания центра относится совершенствование регулирования оборота прав на результаты творческой деятельности, стимулирование науки и предпринимательства, развитие экспорта и создание условий для самореализации граждан и развития талантов.

Данный центр станет оператором инфраструктуры IPChain. Ассоциация IPChain передаст центру нематериальные активы, составляющие программный комплекс сети и права на средства индивидуализации, и продолжит свою деятельность в качестве одного из его учредителей.

Такой переход блокчейн-платформы IPChain в ранг государственной организации говорит не только о коммерческом потенциале интеллектуальной собственности, но и о социальной значимости это сферы.

Бэнкси теряет работы

Ведомство интеллектуальной собственности ЕС  (EUIPO) лишило Бэнкси прав на товарные знаки в отношении двух его работ: «Крыса с радаром» и «Девочка с зонтиком».

Ведомство пришло к выводу, что автор подал «недобросовестные» заявки на два товарных знака, аналогичных его граффити, и наложило штраф.

«Недобросовестность» действий Бэнкси заключается в том, что он регистрирует свои граффити в качестве товарных знаков, но при этом отказывается раскрыть свою личность. Следовательно, из-за анонимности автор не может быть определен как бесспорный владелец представленных работ, регистрируемых в качестве товарных знаков. Данный факт противоречит Закону об авторском праве Великобритании.

Отметим, что это уже не первая работа, на которую Бэнкси потерял права. Из-за своей анонимности художник только за последние девять месяцев лишился прав на шесть своих граффити. При этом стоит отметить сохранение авторских прав на указанные работы, поскольку они допускают использование псевдонима.

Правовой режим товарных знаков даёт большие возможности для защиты объектов в коммерческой сфере, поэтому художник пытался их использовать.

В России схожее правовое регулирование этих вопросов, что позволяет предположить актуальность опыта Бэнкси для российских художников.

Facebook помогает малоизвестным музыкантам 

Facebook совместно с компаниями по распространению музыки DistroKid и TuneCore создали Independent Artist Program  — программу, призванную помочь малоизвестным исполнителям и авторам в их продвижении и получении дохода.

Артисты смогут предоставлять свою музыку для использования в продуктах Facebook, а пользователи смогут использовать ее в своих публикациях на платформах компании.

Основные этапы:

- выбор стороннего партнера по распространению: DistroKid или TuneCore (участие в программе бесплатное вне зависимости от выбора);

- регистрация в программе напрямую на сайте Facebook под названием выбранной музыкальной компании через заполнение соответствующей формы;

- публикация музыки, соответствующей Нормам сообщества (после регистрации партнер по распространению предоставляет дальнейшие инструкции, а музыкант может общаться с ним по любым вопросам, связанным с публикацией музыки);

- предоставление доступа к музыке на Facebook и в Instagram: истории, видео Reels и другие продукты Facebook и Instagram, в которых доступна музыкальная библиотека.

- получение дохода от использования музыки согласно условиям выбранного партнера и предоставление доступа к определенным данным/аналитическим сведениям об ее результативности.

Ранее музыканты и артисты платили музыкальным компаниям за размещение, хранение и распространение своей музыки, но теперь Facebook будет выплачивать им деньги за каждое опубликованное произведение.

Несмотря на недавнее появление, данный сервис уже стал востребованным как среди музыкантов, так и среди пользователей Facebook.

Платформы не всегда ответственны за нелегальный контент

Европейский Суд  вынес решение по делу, связанному с ответственностью файловых хостингов, в связи с запросами Федерального суда Германии.

Первый запрос был подан в связи с иском продюсера к Youtube за загрузку пользователями платформы нескольких фонограмм. Во втором случае издательская группа Elsevier обратилась в суд Германии с жалобой на файловый хостинг Cyando, где появились принадлежащие истцу произведения.

Суд ЕС пришел к выводу, что YouTube и любые иные файловые хостинги не несут прямой ответственности за контент, который нарушает авторские права и размещен пользователями таких платформ. Однако хостинги могут быть привлечены к ответственности, если они не внедрили необходимые технологические решения для борьбы с нарушениями авторских прав, знают о незаконности контента и воздерживаются от его быстрого удаления/блокировки доступа.

Иная ситуация складывается, когда такие платформы не только предоставляют пользователям свою площадку, но и способствуют продвижению и распространению нелегального контента (реклама и т.д.). В этом случае правообладатели вправе предъявлять свои претензии непосредственно к онлайн-платформам.

Данное решение – ключевая победа для YouTube и иных подобных платформ, у которых долгое время идут споры с правообладателями о взыскании компенсации в связи с незаконно размещаемыми в сети их работами.

 

Авторы:  Яков Лазарев, Дарья Лазарева