ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по интеллектуальной собственности информационным технологиям № 51

24.06.2021

Новый выпуск посвящен принудительному лицензированию на экспорт, созданию института креативных индустрий и законопроекту о внесудебной блокировке пиратских ресурсов. Также рассмотрим итоги сессии ВОИС по процедуре РСТ.

Принудительное лицензирование для помощи другим странам

С 22.06.2021 вступил в силу федеральный закон, дополняющий ГК РФ новой ст. 1360.1, предоставляющей возможность производства лекарства без согласия патентообладателя в целях экспорта.

Изменения направлены на реализацию механизма,  предусмотренного международным соглашением для членов ВТО, в силу которого государства с недостаточными мощностями для производства лекарств могут обращаться в чрезвычайной ситуации за помощью в обеспечении необходимыми препаратами к другим членам ВТО, которые вправе выдавать принудительные лицензии на производство лекарств для дальнейшего экспорта.

С этой целью Правительство РФ наделяется правом принимать решения об использовании изобретения для производства в РФ лекарства без согласия правообладателя в целях экспорта. В таком решении подлежит указанию объем производства лекарства, определяемый потребностями иностранного государства, а упаковка препарата должна иметь специальное обозначение.

Основные условия: уведомление правообладателя в кратчайший срок и выплата ему соразмерной компенсации.

Правительство РФ дополнительно утвердит порядок направления такого уведомления, методику определения и порядок выплаты компенсации, а также основания, срок действия и порядок принятия решения о принудительном лицензировании, порядок его прекращения.

Изменения создают возможность оперативно восполнить отсутствие/недостаток в иных нуждающихся государствах зарубежных запатентованных лекарств, необходимых для жизни и здоровья населения.

Один из самых важных вопросов – определение соразмерной компенсации –  уже давно обсуждается в экспертной среде. Правительство уже публиковало проект методики, на который наши сотрудники давали комментарии. Проект показал отсутствие соразмерности предполагаемой компенсации и учёт многих факторов. Документ был отправлен на доработку, однако опасения в этой части остаются достаточно существенными.

Поправки о креативных индустриях

Минкультуры завершена разработка законопроекта, направленного на закрепление института творческих/креативных индустрий в Основах законодательства РФ о культуре.

Ключевые положения:

- закрепление понятий «креативное предпринимательство», «креативная индустрия» и т.д.;

- создание и порядок ведения реестра субъектов креативного предпринимательства;

- 2 критерия для включения в реестр: соотношение ежегодно формируемых объемов нематериальных активов и затрат на оплату труда, а также доля доходов, полученных от распоряжения интеллектуальной собственностью;

- установление возможности применения мер и механизмов инвестиционной поддержки, налоговых льгот и вычетов для творческого предпринимательства и равные права для всех креативных индустрий

- возможность, условия и порядок создания организациями культуры хозяйственных обществ/партнерств без согласия учредителя.

Учитывая, что креативные индустрии играют ключевую роль в современном экономическом развитии, давно назрела необходимость уравнять в правах всех участников данного рынка, в т.ч. в части предоставления мер системной поддержки вне зависимости от сферы их деятельности (грантовое финансирование, инвестиции, стимулирование внутреннего спроса и поддержки экспорта, специальные налоговые режимы). Поправки обеспечат системное развитие, поддержку и формирование устойчивого творческого бизнеса.

Изменения, разработанные при участии Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустрия, – малая часть всей работы Минкультуры, направленной на пересмотр существующих экономических и правовых механизмов регулирования креативного рынка.

Можно ожидать, что в ближайшее время появятся новые меры поддержки компаний из креативного сектора, а их применение будет зависеть от включения в указанный реестр.

Законопроект о внесудебной блокировке пиратских сайтов

В Госдуму внесен законопроект, дополняющий Закон об информации новой статьей, регулирующей порядок применения внесудебных мер к нелегальному контенту.

Правообладатели, их уполномоченные лица смогут создавать информационные системы со ссылками на контент, нарушающий авторские/смежные права. Реестр таких систем будет вести Роскомнадзор. Операторы поисковиков обязаны подключаться к реестру и оперативно блокировать пиратские ресурсы.

Роскомнадзор дополнительно определит порядок и сроки включения в реестр, а также порядок его ведения/исключения сведений, взаимодействия информ.систем с поисковыми системами и т.д.

Правообладатели на основании договоров, заключаемых с владельцами информ.систем, при выявлении нарушений их прав в Интернете будут направлять заявления с информацией, необходимой для включения указателей в информ.систему. При этом если у владельца сайта, включенного в информ.систему, имеются доказательства, подтверждающие правомерность размещения контента, он может направить заявление об исключении из системы.

Включение/исключение сведений из системы будет производиться в течение 24 часов. Далее в течение 6 часов операторы поисковиков обязаны прекращать/возобновлять выдачу указателей в результатах поиска.

Изменения необходимы для законодательного закрепления механизма защиты исключительных прав, апробированного Антипиратским меморандумом. Реализация поправок позволит сделать этот механизм доступным большему кругу правообладателей, предоставив равные условия для доступа к защите их прав.

Более того, предлагаемый короткий срок (6 часов) апробирован на практике и обусловлен необходимостью быстрого реагирования на действия нарушителей, поскольку "пираты" отслеживают блокируемые ссылки и в автоматическом режиме генерируют дублирующие указатели для отображения в поисковой выдаче.

Однако в медиа-сообществе выразили опасения, касающиеся, что поправки не предусматривают какие-либо санкции в отношении сайтов, регулярно нарушающих авторские права.

Отметим, что предлагаемые меры положительно скажутся на борьбе с пиратством в Интернете, повысив ее эффективность и снизив затраты правообладателей на защиту своих прав, в т.ч. в судебном порядке.

ВОИС об улучшениях в РСТ

Завершена работа 14-ой сессии рабочей группы ВОИС по Договору о патентной кооперации (РСТ),  в силу которого заявители

могут патентовать изобретения в разных странах при подаче одной международной заявки, а патентным ведомствам обеспечивается содействие в принятии решений о выдаче патента.

Ключевые вопросы обсуждения:

- укрепление гарантий правообладателей на случай чрезвычайных ситуаций и принятие соответствующих поправок в правило 82quater Инструкции РСТ;

- интеграция проекта ускоренного патентного делопроизводства (РРН) в систему РСТ и минимум документации;

- возможность использования заверенных копий предшествующих международных заявок в качестве основания для притязания на приоритет;

- онлайн-сервисы РСТ;

- пилотный проект по предоставлению отзывов об отчётах о международном поиске;

- обработка международных заявок в полнотекстовом формате;

- координация деятельности по обучению патентных экспертов и оказанию технической помощи в рамках PCT.

Безусловно, указанное является положительным шагом, позволяющим улучшить качество и скорость регистрации патентов. Предлагаемые изменения направлены на быстрое и эффективное патентование в рамках РСТ, расширение использования системы и стимулирование развития инновационных процессов.

 

Авторы: Яков Лазарев,  Дарья Лазарева