Дайджест по интеллектуальной собственности № 105

04.08.2022

На этой неделе проанализируем новые требования Минцифры к аккредитации IT-компаний и разъяснения ведомства по недавно принятым в НК РФ налоговым послаблениям для IT-сектора. Также расскажем о регулировании беспилотных авто в Китае и о новом сервисе в РФ, позволяющем искать для покупки имущество банков-банкротов.

Реестр IT-компаний: проверка участников и новые условия для включения

Минцифры актуализировало реестр аккредитованных IT-компаний  на их соответствие установленным требованиям и исключило из него более 400 организаций, деятельность которых в области информационных технологий не является основной.

В этот раз ведомство для проверки использовало сведения о деятельности компаний из открытых источников (в т.ч. их официальный сайт), как дополнительную информацию для принятия решения о включении в реестр, при том, что ранее организациям достаточно было иметь только профильный ОКВЭД.

В итоге среди исключенных компаний оказались более 150 бюджетных учреждений, 32 банка, 12 страховых компаний и ряд других компаний, не относящихся к сфере IT.

Также Минцифры предложило новый порядок аккредитации IT-компаний.

Предлагается предоставить возможность аккредитовываться:

- компаниям с выручкой от IT-деятельности в минимум 30%;

- стартапам, не имеющим выручки, но инвестирующим в IT.

Общие требования для аккредитации:

- необходимость вести раздельный учет доходов, а в бухотчетности за предыдущий отчетный период должна быть отражена выручка от профильной деятельности;

- профильный ОКВЭД должен быть в качестве основного;

- не менее 80% сотрудников компании должны получать зарплату не ниже средней по РФ.

Среди дополнительных условий для стартапов:

- заявить разрабатываемый проект в области IT и статус его реализации;

- организация должна быть сформирована за 3 года и меньше до подачи заявления на аккредитацию.

Среди оснований для отказа в аккредитации:

- создание IT-компании в результате реорганизации;

- прямое/косвенное участие государства (50% и более) в компании;

- организация-заявитель является госкомпанией, банком, небанковской кредитной организацией и т.д., страховой организацией, телеком-компанией, государственным/муниципальным учреждением или входит в Распоряжение Правительства от 23.01.2003 № 91-р.

Предлагаемые изменения ужесточают условия для включения в реестр IT-бизнеса.

Также отметим, что на данный момент с 01.08.2022 приостановлена подача заявлений на аккредитацию в связи с новыми налоговыми льготами, о которых мы писали ранее, и в связи с соответствующей необходимостью Минцифры и профильных структур обновить и усовершенствовать критерии и процедуры аккредитации IT-бизнеса. Напомним, что включение в реестр аккредитованных IT-компаний позволяет получить налоговые послабления и иные меры господдержки.

Разъяснения о налоговых льготах для IT-бизнеса

Недавно был принят закон, который вносит изменения в НК РФ и существенно расширяет налоговые послабления для IT-компаний. Ранее мы уже разбирали его ключевые положения, а сейчас рассмотрим основные итоги онлайн-встречи IT-cектора с Минцифры  по возникающим вопросам в отношении применения новых льгот.

Ключевые итоги обсуждений:

- поправки имеют обратную силу и вступают в силу с 01.01.2022, в связи с чем для того, чтобы получить льготу по результатам 9 месяцев, нужно учесть два момента:

1. нарастающим итогом посмотреть выручку за I-III кварталы, если выручка 70% и больше, то можно применять льготу за все три периода;

2. если в I и II кварталах выручка ниже 70%, а в III квартале – более 70%, но суммирующая выручка за все 3 квартала меньше 70%, то организация должна учесть переходные положения изменений в НК РФ, позволяющие получить льготу в III и IV кварталах, используя в расчетах только выручку за III и в будущем за IV квартал.

- на Госуслугах в специальном разделе представлена вся необходимая информация, в т.ч НПА и разъяснения Минцифры, на которые можно ссылаться при общении с налоговыми органами, как в рамках получения льгот, так и в рамках иных мер поддержки, реализованных Минцифры в 2022 г.;

- изменения в НК РФ не регулируют мораторий на проверки ФНС, но эта мера поддержки была согласована Правительством РФ, Минцифры и ФНС, в связи с чем Минцифры предложило точечно отрабатывать ситуации, возникающие в отрасли при выездных налоговых проверках либо при иных проверках со стороны территориальных ФНС – для этого следует направлять подробную информацию в ведомство, которое в каждом конкретном случае будет согласовывать позицию с ФНС;

- для учета доходов от поддержки ПО важно смотреть на расчет выручки и понимать, в отношении какого ПО в первую очередь оказываются услуги по поддержке: если это ПО можно отнести к собственному/заказному, то эта выручка может учитываться для расчета 70% и применения льгот;

- большинство изменений вступают в силу с 01.01.2022: расширение видов деятельности, снижение порога с 90% до 70% и исключение положения о 7 сотрудниках;

- не смогут воспользоваться льготами компании, реорганизованные после 01.07.2022 или созданные в результате реорганизации (кроме случаев преобразования); однако есть исключение для реорганизованных компаний, которые получали льготу по налогу на прибыль до 01.07.2022 (они продолжат пользоваться льготным налогом) или льготу по страховым взносам в 2022 г. (они будут получать ее и дальше);

- интеграторы, которые выполняют роль установки/тестирования/модификации/адаптации ПО, полностью попадают под действие налогового законодательства; если же организация исключительно реализовывает экземпляры ПО, то льготы предусмотрены только для интеграторов, реализующих экземпляры собственного ПО, которое разработано либо лицом, либо третьим лицом, включенным в группу лиц;

- изменения не касаются льгот по НДС для Ad-tech услуг и онлайн-кинотеатров, но этот вопрос является актуальным и находится в проработке.

Приложение с объявлениями о продаже имущества банков-банкротов

Агентство по страхованию вкладов (АСВ), выступающее управляющим в делах о банкротстве банков, запустило мобильное приложение специального информационного сервиса «Торги АСВ».

Приложение интегрировано с порталом о реализуемом АСВ в рамках своих функций имуществе ликвидируемых финансовых организаций. В нем будут размещаться объявления о продаже имущества несостоятельных банков, пенсионных фондов, страховых компаний, о реализации активов при оздоровления банков.

В сервисе представлены подробные описания и фотографии уже продающихся и только готовящихся к продаже лотов, среди которых оргтехника, серверное оборудование, офисная мебель, предметы интерьера, транспортные средства, недвижимость, коллекционные изделия и т.д.

Все лоты расположены в виде отдельных карточек, где содержится детальная информация о составе, текущей стоимости и ее динамике.

В приложении действует функция системы выбора персональных предпочтений: при первом запуске пользователь сможет выбрать интересующие его категории имущества, а на основе полученных результатов приложение будет формировать подборки лотов, срок приема заявок на которые близится к завершению. При этом выбранные категории возможно изменять и корректировать в процессе использования сервиса.

Запущенное приложение значительно сократит время пользователей, затрачиваемое на поиск для покупки имущества банкротящегося финансового бизнеса.

Китай и беспилотные авто

С 01.08.2022 в Шэньчжэне (Китай) вступило в силу Постановление, которое направлено на регулирование беспилотных автомобилей и определяет сферы ответственности за последствия, возникающие при авариях с участием роботизированных такси.

Среди основных положений:

- разрешено эксплуатировать роботизированные такси без водителя за рулём, но в пределах определенных зон города, и в салоне автомобиля должен находиться страхующий автоматику работник;

- в случае присутствия в транспортном средстве (ТС) водителя ответственность за нарушения ПДД и последствия ДТП по-прежнему возлагается на него;

- если ТС передвигалось в полностью беспилотном режиме, в салоне не было человека, способного им управлять, то ответственность несет собственник ТС или оператор, управляющий им удаленно;

- если будет доказано, что причиной аварии стал дефект аппаратного/программного обеспечения беспилотного ТС, то ответственность возлагается на производителя машины или разработчика ПО; в этом случае не только пострадавшие, но даже владелец ТС получит право обратиться с соответствующим иском в суд.

Отметим, что полномасштабную эксплуатацию в разных странах беспилотных авто в большей степени сдерживает факт отсутствия четкого нормативного регулирования, в связи с чем правила, установленные властями в китайском городе – большой шаг вперед на пути развития нормативной составляющей.

 

Автор:  Дарья Лазарева