Дайджест по антимонопольной практике №99

01.08.2022

ФАС России обнаружила риски в законопроекте о едином операторе цифровой наружной рекламы, антимонопольный орган США выступил против сделки Meta и разработчика VR и антиконкурентная практика на рынке лекарственных препаратов.

ФАС России не одобряет принятие законопроекта о едином операторе цифровой рекламы

ФАС России считает, что принятие закона о едином операторе цифровой наружной рекламы и электронных объявлений физлиц несет в себе риски злоупотребления одной компании в отношении других участников рынка.

Законопроект о едином операторе цифровой наружной рекламы был внесен в Госдуму 8 июля, а принят в первом чтении уже 15 июля на внеочередном пленарном заседании нижней палаты парламента.

Законодательная инициатива подразумевает, что единый оператор:

- создаст и будет контролировать ресурс, через который будут размещаться вся цифровая наружная реклама и все электронные объявления физлиц;

- займется проверкой рекламного контента на соответствие законодательству, а также определением цен на размещение и защитой персональных данных пользователей ресурса;

- останется участником рынка и сможет без торгов заключать 30-летние контракты на установку своих цифровых конструкций на земле, принадлежащей государству, и транслировать рекламу на экранах государственного и муниципального транспорта в течение того же срока.

Иными словами, в качестве единого оператора предлагается коммерческая организация, которая будет совмещать функции хозяйствующего субъекта и государственного органа. Это, по мнению ФАС России, противоречит имеющимся запретам антимонопольного законодательства и может привести к злоупотреблениям в отношении других участников рынка.

Стоит отметить, что появление на рынке субъекта, обладающего полномочиями госоргана и существенной рыночной властью, создает риски образования существенных барьеров входа и устранения конкуренции на рынке цифровой рекламы.

FTC против покупки Meta разработчика VR

Антимонопольный орган США обратился в суд с требованием о прекращении процедуры по приобретению Meta разработчика VR Within Within, т.к. считает, что сделка приведет к созданию монополии на рынке фитнес-приложений, предназначенных для виртуальной реальности.

В 2021 году Facebook объявила о заключении сделке по приобретению Within Supernatural (наиболее известна разработкой Supernatural VR – приложения для фитнеса в виртуальной реальности).

Регулятор назвал Meta глобальным технологическим гигантом, отметив, что компания с 2014 года постепенно стремится к «завоеванию виртуальной реальности»: у организации уже есть самая продаваемая виртуальная гарнитура Quest 2, и она управляет магазином Meta Quest Store с сотнями приложений. Бигтех также ранее купил таких производителей игр, как Beat Games, Sanzaru и Ready at Dawn Studios.

В свою очередь Meta не считает данные действия антиконкурентными и подчеркивают, что приобретение Within принесет пользу людям, разработчикам и пространству виртуальной реальности. Гипотезы регулятора основаны лишь на предположениях, которые не подкреплены никакими доказательствами. 

Отметим, что в случае признания сделки антиконкурентной и блокировки антимонопольным органом заключения данного соглашения, инвесторы могут потерять интерес к вкладыванию средств в технологические стартапы, что в последствии может привести к уменьшению участников на рынке.

Иск – лучшее лекарство от антиконкурентных практик

Генеральная прокуратура штата Нью-Йорка подала антимонопольный иск  против компании CVS Health. Основанием послужило то, что ответчик навязывал больницам невыгодные условия, в соответствии с которыми они были обязаны пользоваться услугами дочерней компании ответчика Wellpartner LLC при выписывании рецептов через ее аптеки в рамках федеральной программы ценообразования на лекарства.

Программа ценообразования на лекарства была создана в 1992 году и позволила больницам покупать медицинские препараты для амбулаторного лечения со скидкой напрямую у производителей. При этом больницы, пользующиеся данной программой, в основном обслуживают уязвимые сообщества, где пациенты иначе не могли бы позволить себе лекарства.

Антиконкурентная практика CVS Health, по мнению Генпрокуратуры, выразилась в направлении требований медицинским учреждениям, согласно которым больницы должны были приобретать услуги по администрированию (обработке) медицинских рецептов только через Wellpartner,  если они хотели обрабатывать рецепты, соответствующие требованиям федеральной программы ценообразования, через аптеки CVS Health.

При этом указанное требование было введено после того, как аптечная сеть приобрела Wellpartner в 2017 году.

Негативный эффект от подобной антиконкурентной практики заключается в том, что медицинские учреждения были поставлены в невыгодное положение, потому что отказ от исполнения требований мог привести к потере значительной экономии средств по федеральной программе ценообразования, а запрет на получение услуг по администрированию медицинских рецептов в компаниях, являющихся конкурентами Wellpartner и CVS Health, не позволил им воспользоваться ценовыми преимуществами, которые могли предоставить иные компании.

 

Авторы:  Артем Анпилогов и Александра Шрамко.