Дайджест по антимонопольной практике № 94

27.06.2022

Жалобы предпринимателей на маркетплейсы, сговор между агрегаторами такси и спор о признании антиконкурентной сделки M&A на рынке банкоматов с криптовалютой в США.

Скидки: услада для потребителя или ущемление бизнеса?

В органы ФАС поступили жалобы от граждан и предпринимателей на маркетплейсы. Заявители недовольны принудительным участием в акциях, односторонним изменением условий договора, организационной работой по приемке, доставке, возврату товаров и т.д., поэтому в своих обращениях просят регулятора проверить механизм проведения распродаж на нарушение АМЗ.

По словам продавцов, в акциях они участвуют вынужденно, в результате чего их доходность падает. За отказ от участия в распродажах и предоставлении скидок за свой счет онлайн-ритейлеры могут увеличить комиссию в размере 10%  за работу на площадке.

Маркетплейсы поясняют, что продавцы сами принимают решение об участии в акциях и сами устанавливают цены на товары, а онлайн-площадки берут на себя растущие затраты на решение организационных вопросов.

В ответ на обращения антимонопольный орган отметил, что рекомендует маркетплейсам эффективнее взаимодействовать со своими контрагентами, и заверил, что будет следить за их деятельностью на предмет соответствия принципам и стандартам.

Водители Uber и Lyft обвиняют агрегаторов о ценовом сговоре

Группа водителей Uber Technologies Inc. и Lyft Inc. обвинила агрегаторов такси в регулировании ценообразования на рынке пассажирских перевозок. Водители считают, что агрегаторы самостоятельно контролируют взимаемые тарифы с пассажиров за поездки, что влияет на развитие конкуренции как на рынке труда, так и на потребительском рынке.

В своем заявлении они отметили, что Uber и Lyft:

- управляют мощной дуополией в Калифорнии, которая контролирует индустрию райдшеринга;

- называют своих водителей независимыми подрядчиками, но при этом лишают их экономической независимости, устанавливая цены, которые водители должны взимать с клиентов за поездки;

- установили форму вертикального формирования цен, в результате которой «клиенты платят больше, а водители зарабатывают меньше»;

- применяют неценовые ограничения, которые ограничивают конкуренцию между Uber и Lyft в отношении компенсации водителям и условий труда (например, введение программ, препятствующих водителям переключение между платформами).

Истцы требуют запретить ответчикам устанавливать цены на услуги райдшеринга, скрывать данные о стоимости проезда и пункте назначения от водителей, а также налагать на водителей другие неценовые ограничения и требования о возмещении ущерба.

Если суд подтвердит сговор между агрегаторами, компании могут быть оштрафованы, что скажется на их деловой репутации.

Признание сделки M&A антиконкурентной на криптовалютных рынках

В прошлом году NCR приобрела операторов сети криптоматов Cardtronics и LibertyX - ведущих поставщиков программного обеспечения для Bitcoin и криптовалюты. Финансовые условия сделки не разглашались.

US Alliance обратилась с заявлением о признании сделки антиконкурентной, посчитав, что приобретение Cardtronics и LibertyX существенно ослабило конкуренцию и в будущем создаст монополию на национальных и трансграничных криптовалютных рынках.

Истец считает, что это запланированная схема, направленная на срыв договорных союзов USAG с LibertyX и Cardtronics, приведет к ограничению конкуренции на рынке.

NCR в своем отзыве отметила, что слияния и поглощения часто оказывают негативное влияние на поставщиков и дистрибьюторов, но это не является нарушением антимонопольного законодательства и не делает сделку антиконкурентной.

Слушание дела пройдет в конце июля. О результатах мы расскажем в одном из следующих выпусков нашего еженедельного дайджеста. Одновременно, отметим, что институт сделок M&A хорошо развит в США, поэтому и механизм проверок, в том числе на нарушение антимонопольных норм, является достаточно жестким, что уменьшает риск заключения незаконной сделки.

 

Авторы: Артем Анпилогов, Александра Шрамко.