Дайджест по антимонопольной практике № 9320.06.2022Доклад ФАС России об антимонопольном комплаенсе за 2021 год, ужесточение борьбы с дипфейками в Евросоюзе и выявление Еврокомиссией сговора на рынке железнодорожных пассажирских перевозок. Доклад об антимонопольном комплаенсе за 2021 год ФАС России опубликовала Доклад об антимонопольном комплаенсе за 2021 год , в котором провела оценку комплаенс-рисков, указала на проведенные мероприятия по их снижению, а также рассчитала ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса ведомства за 2021 год. - В 2021 году отмечается небольшое увеличение доли отмененных решений. Кроме того, возросла доля обжалованных в суд решений антимонопольных органов по сравнению с предыдущими годами (вынесено 1373 решения о признании нарушения АМЗ, из них обжалованы 955 решений, что составило 69,6 %). - Отмечается существенное снижение количества вынесенных решений - 1373 (в 2020 году - 1823, в 2019 году - 2236). Регулятор полагает, что увеличение доли отмен отчасти связано с принятием постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2. - Отмечается резкий рост доли отмененных решений по ст. 17 Закона о защите конкуренции (21, 4 %, в 2020 - 7,2 % и 2019 - 10,2 %), а также по ст. 17.1 (20 %, в 2021 - 16,7 %, и 2020 – 2019 - 6,7 %). Из них по ст. 10 - 14,8 %; по ст. 11 - 13,0 %; по ст. 16 - 9,7 %. Основными причинами отмены решений являлись: ошибочная квалификация действий; неполное исследование обстоятельств дела; не учитывались судебные акты, которыми были установлены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела; процессуальные нарушения. - В 2021 году в рамках внутриведомственной апелляции было обжаловано 49 решений что меньше, чем в предыдущие 2 года (59 - в 2019 году, 60 - в 2020 году). Наиболее частыми причинами для отмены являлись: неполное исследование и установление обстоятельств дела, имеющих значение; отсутствие причинно-следственной связи между действиями и негативными последствиями для конкуренции; неправильное применение норм материального права; неверная оценка доказательств. - Из анализа судебного обжалования решений регулятора о привлечении к административной ответственности следует, что в 2021 г. принято 2679 постановлений о привлечении к ответственности в виде наложения штрафа, обжалованы 888 постановлений (33,1 %). - Наибольшее число постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства было принято по статьям 14.32 (55,6 %), 14.31 (19,5 %), 14.9 (13,3 %), и 14.33 (11,4 %) КоАП РФ. Основными причинами отмены решений являлись: признание нарушения малозначительным; неверный расчет штрафа; отмена решения ФАС России по соответствующему антимонопольному делу; процессуальные нарушения. BigTech обязались перед ЕС бороться с дипфейками Еврокомиссия приняла Кодекс по борьбе с дезинформацией в интернете, который возлагает совместное регулирование европейскими органами и технологическими компаниями интернета на предмет распространения дезинформации и дипфейков. Основными задачами Кодекса являются: обеспечение прозрачности политической рекламы в интернете, создание инструментов, при помощи которых сами пользователи смогут противодействовать дезинформации в интернете и борьба с фейковым или манипулятивным контентом, а именно использованием фейковых аккаунтов, ботов или вредоносных дипфейков, распространяющих дезинформацию. Технологические компании должны будут принять меры для противодействия дипфейкам и фейковым аккаунтам на своих платформах, в противном случае они могут подвергнуться наказанию или оборотным штрафам до 6 %. Сговор на европейском рынке пассажирских железнодорожных перевозок Еврокомиссия подозревает железнодорожные компании ČD и ÖBB в сговоре на рынке поддержанных пассажирских железнодорожных вагонов с целью ограничения доступа к приобретению и использованию подержанных вагонов нового участника рынка RegioJet. В 2011 году чешская железнодорожная компания RegioJet вышла на рынок пассажирских железнодорожных перевозок в Чехии. В своей деятельности RegioJet в большей степени использовала подержанные вагоны, чтобы конкурировать с ČD и ÖBB. Комиссия считает, что в период с 2012 по 2016 год ČD и ÖBB заключили антиконкурентное соглашение, по которому компании договорились не продавать поддержанные вагоны RegioJet. В связи с этим регулятор пришел к предварительному выводу о том, что в действиях ÖBB и ČD содержатся признаки нарушения правил конкуренции ЕС, выражающиеся в создании препятствий доступу новому участнику рынка RegioJet к подержанным вагонам, что привело к ограничению конкуренции на рынке железнодорожных пассажирских перевозок. Если подозрение Комиссии подтвердится, действия ČD и ÖBB будут квалифицированы по ст. 101 Договора о функционировании Европейского Союза (антиконкурентное соглашение).
Авторы: Артем Анпилогов, Александра Шрамко. |