ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по антимонопольной практике № 6

20.07.2020

Основные события в антимонопольной практике за период с 13 июля по 19 июля.
Предупреждение о двойных стандартах качества

В целях исполнения предупреждения компания «Хенкель» начнет выпускать порошок Persil с указанием на упаковке информации о том, что продукция адаптирована к требованиям качества и безопасности ЕАЭС (аналогичная информация будет размещена на официальном сайте производителя).

По мнению ФАС России в случае, если лицо производит и реализует продукцию под одним брендом, но с использованием различной рецептуры на территории отдельных государств, то такое лицо должно:

- либо наносить маркировку об отличии качественных показателей и условий использования продукции, реализуемой на территории Российской Федерации и на территории иных стран;

- либо производить продукцию, тождественную качественным показателям и условиям продукции, реализуемой на территории иных стран.

Дорого быть на связи

ФАС России возбудила дело в отношении Теле 2 в связи с повышением цен на услуги сотовой связи во время пандемии. Действия оператора связи были квалифицированы в качестве навязывания потребителям невыгодных условий.

Стоит отметить, что в целях оценки наличия состава указанного нарушения антимонопольный орган должен оценить экономический эффект, оказываемый на потребителя, оценить, каким образом потребитель воспринял предложенные условия, а также характер поведения доминирующего субъекта, в том числе совершались ли действия, направленные на побуждение потребителей к принятию невыгодных для них условий.

БАД – не лекарство

Антимонопольный орган усмотрел нарушение в действиях рекламораспространителя при рекламе биологически активной добавки. Как указывает ФАС России, рекламораспространителям необходимо обращать повышенное внимание на содержание рекламы, поскольку они должны являться дополнительным фильтром при выходе рекламы на рынок.

В соответствии с Законом о рекламе реклама БАД должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным препаратом.

 

Боты как инструмент воздействия

Федеральная торговая комиссия США подготовила доклад об использовании ботов социальных сетей в онлайн-рекламе. В докладе обобщается рынок указанных ботов, а также приводится правоприменительная практика комиссии, включая случаи, связанные с автоматизированными программами в социальных сетях, которые имитируют деятельность реальных людей.

В докладе отмечается, что рынок социальных медиа-ботов является открытым и доступным для пользователей, которые могут использовать ботов как во вред, так и во благо.

В частности, в докладе освещается дело комиссии против Devumi, компании, которая распространяла поддельных подписчиков и лайки на аккаунты в социальных сетях. Подобные действия расцениваются комиссией как недобросовестные и вводящие в заблуждение, поскольку онлайн-пользователи зачастую выбирают товар, основываясь на мнении предыдущих покупателей и популярности товара в сети.

Представляется, что ФАС России также может квалифицировать указанные действия в качестве недобросовестной конкуренции.

Made in USA

Федеральная торговая комиссия США указала, что Williams-Sonoma, Inc., осуществляющая производство товаров для дома и кухни, вводила потребителей в заблуждение. Комиссия отметила, что компания в рекламе, а также на упаковке своей продукции указывала, что все товары произведены на территории США, что не соответствует действительности.

Стоит отметить, что на территории Российской Федерации также запрещены действия, направленные на введение потребителей в заблуждение относительно места производства товара (ст. 14.2 Закона о защите конкуренции).

Очередная порция сделок

Британское конкурентное ведомство рассмотрело сделку на рынке реализации жалюзи. В результате углубленного изучения рынка было установлено, что компании Hunter Douglas и Blinds2Go являются основными конкурентами на рынке жалюзи. Как указывает ведомство, в результате сделки на рынке останется мало эффективных альтернативных поставщиков.

Большинство других специализированных розничных сетей пользуются гораздо меньшим доверием потребителей, чем объединяющиеся предприятия. На основании изложенного было установлено, что сделка между Hunter Douglas и Blinds2Go может способствовать ограничению конкуренции на рынке реализации жалюзи.

Немецкое конкурентное ведомство оценило сделку между Deutsche Binnenreederei AG и Rhenus SE & Co. на предмет наличия признаков ограничения конкуренции. Сделка заключается между перевозчиком грузов судами внутреннего водного транспорта и компанией, осуществляющей логистические услуги для перевозчиков судами внутреннего водного транспорта.

Проведенные исследования показали, что рынок внутреннего водного транспорта в Северной и Восточной Германии характеризуется избытком мощностей. Среди прочего, это связано со снижением спроса на морские перевозки, вызванным, например, постепенным отказом судоходных компаний от использования горючего топлива. В ограниченной степени грузоотправителям также доступны альтернативные виды транспорта, такие как поезда и грузовые автомобили. В последние годы наметился постепенный переход от водного транспорта к железнодорожному.

На основании изложенного указанная сделка была предварительно одобрена компетентным ведомством.

 

Автор: Илья Кожевников.