ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по антимонопольной практике № 63

11.10.2021

Утверждение механизма долгосрочного тарифного регулирования, завершение дискуссии по по вопросу о сроке давности привлечения к ответственности за невыполнение предписаний и новая крупная угроза Apple в Евросоюзе

Утверждение механизма долгосрочного тарифного регулирования

Правительством Российской Федерации был утвержден разработанный ФАС России во исполнение "Концепции внедрения механизмов тарифообразования для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, на долгосрочный период" механизм долгосрочного тарифного регулирования, позволяющих регионам после согласования с антимонопольным органом определять предельные индексы на несколько лет вперед, вместо их установления на каждый следующий год.

Данная мера направлена на выполнение плана увеличения инвестиций в сферу ЖКХ до 1 трлн. рублей к 2030 году.

Определение индексов изменения размера платы за коммунальные услуги не на год, а на несколько лет вперед призвано увеличить инвестиции в модернизацию и реконструкцию коммунального комплекса, в сферу ЖКХ в целом. Для привлечения инвестиций необходима стабильная тарифная политика, гарантия возврата инвестиций, реализация крупных проектов. При определении индексов изменения размера платы за коммунальные услуги важно сохранить баланс между стимулированием инвестиций и сдерживанием роста тарифов на данные услуги. Сдерживание роста тарифов также входит в задачи ФАС России, в частности, антимонопольный орган регулярно проводит как ежемесячные мониторинги индексов изменения размера платы граждан за них в среднем по регионам страны, так и внеплановые по запросам.

Тем не менее, на данном этапе такая мера как установка индексов изменения размера платы за коммунальные услуги на несколько лет вперед может быть реализована главами регионов при соблюдении ряда условий, а именно при обосновании необходимости реализации инвестиционных мероприятий в соответствии с утвержденными схемами тепло-, водоснабжения, водоотведения, обращения с ТКО, а также при предоставлении документов в ФАС России. Также главы регионов обязаны отчитываться о реализации инвестиционных мероприятий, и в случае их неисполнения долгосрочные индексы подлежат отмене.

Таким образом, установка индексов изменения размера платы за коммунальные услуги на несколько лет вперед пока что является экспериментальной мерой, призванной доказать свою эффективность на практике.

Точка в вопросе о сроках давности привлечения к ответственности

СКЭС ВС РФ подвела итог дискуссии по вопросу о сроке давности привлечения к административной ответственности за невыполнение предписаний антимонопольного органа.

Поводом к разрешению данного вопроса стал спор о привлечении к ответственности ООО «Т2 Мобайл» (мобильный бренд Tele2) за невыполнение предписаний антимонопольного органа. Ранее ФАС России признала Tele 2 нарушившим антимонопольное законодательство в форме установления и поддержания монопольно высокой цены на услуги сотовой связи, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей. Нарушение, допущенное Tele 2, заключалось в том, что оператор необоснованно повысил стоимость услуг сотовой связи в среднем на 13% и тем самым нарушил антимонопольное законодательство.

Позиция Tele 2 была построена на том, что срок давности привлечения по делам о привлечении к административной ответственности за невыполнение предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства составляет два месяца, однако ФАС России не соглашалась по данному вопросу с нарушителем, обращая внимание судов на то, что в данном случае срок давности должен составлять один год.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций занимали совершенно противоположные позиции по вопросу срока давности. Так, суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали позицию оператора о двухмесячном сроке давности.

Верховный Суд РФ, в свою очередь, занял позицию ФАС России, придя к выводу о годичном сроке давности. Поскольку, не исполнив в установленный срок предписание антимонопольного органа, оператор нарушил антимонопольное законодательство, то, соответственно, срок давности составляет один год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ), и этот срок не истек на момент вынесения антимонопольным органом постановления о привлечении общества к административной ответственности (ч. 2.2 ст. 19.5 КоАП РФ).

Apple грозит очередной крупный штраф

В очередной раз корпорация Apple обвиняется в нарушении антимонопольного законодательства путем использования уникального чипа NFC Pay, доступ к которому может быть получен только через систему Apple Pay. Условия использования данного чипа, в том числе при оплате в приложениях и на сайтах, сама сущность технологии, а также отказ компании в предоставлении конкурентам доступа к данной технологии послужили поводами для подозрения Apple в нарушении антимонопольного законодательства.

В случае если Европейская комиссия докажет, что использование данной технологии Apple угрожает конкурентной среде на рынке, штраф корпорации Apple составит до 10% мировой прибыли компании. Если основываться на данных прибыли компании Apple в 2020 году, то приблизительно размер штрафа составит $27.4 млрд.

Данное обвинение Европейской комиссии поднимает спорный вопрос о том, может ли исключительное право компании на патентоохраняемый объект быть ее конкурентным преимуществом. На наш взгляд, в современном мире цифровой экономики исключительное право на объект интеллектуальной собственности играет существенную роль в конкурентной борьбе компаний. На рынках инновационной техники функционал, наличие встроенных в смартфоны и ноутбуки технологий являются первостепенным фактором, способным обеспечить эффективную конкурентоспособность товара или услуги.

В связи с этим подход Европейской комиссии заслуживает критики, т. к. представляется невозможным отказ корпорации от эксклюзивного использования технологии и предоставление права ее использования конкурентам. Частный интерес правообладателя, в нашем случае корпорации Apple, заключается в максимальной коммерциализации своей разработки и расширении рынка. Данный интерес корреспондирует и интересу общества в развитии инноваций.

 

Авторы: Артем Анпилогов, Анастасия Щорс