ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по антимонопольной практике № 62

04.10.2021

Основные достижения ФАС России из доклада о состоянии конкуренции, разработка прозрачных правил приема банками страховых полисов и приостановка действия антимонопольного законодательства в Великобритании

Доклад о состоянии конкуренции

Руководитель ФАС России Максим Шаскольский представил Правительству РФ ежегодный доклад о состоянии конкурентной среды в РФ.

К основным достижениям ФАС России относятся:

- разработка пятого антимонопольного пакета в силу появления новых антиконкурентных методов ведения бизнеса, связанных с развитием информационных технологий;

- снижение тарифов в сфере энергетики;

- снижение тарифов на обращение с твердыми отходами как результат контроля ФАС России за ценообразованием естественных монополий;

- отмена внутрисетевого и национального роуминга (экономия для потребителей составила около 6 млрд. рублей);

- обязательная перерегистрация в 2019 и 2020 годах всех зарегистрированных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты: ФАС России пересмотрела более 14 000 цен, из которых более 7000 снижены в среднем на 35% (прогнозируемая экономия от указанных мер должна составить 35 млрд. рублей).

Несмотря на заметные улучшения конкурентной среды, ряд проблем все еще остается нерешенным. В частности, к таким проблемам относятся нехватка благоприятных условий для ведения частного бизнеса, устранение административных барьеров на рынках. На решение данных проблем направлен новый Национальный план развития конкуренции на период 2021-2025 гг., об основных положениях которого мы писали ранее.

Банкам запретят навязывать страховку клиентам

ФАС России готовит проект постановления правительства, согласно которому банки будут принимать у граждан-заемщиков полисы любой страховой компании, получившей положительный рейтинг в одном из четырех российских агентств (АКРА, Эксперт РА, НРА и НКР). При этом к страховщикам, не вошедшим в рейтинг, они смогут выдвигать свои собственные требования по допуску.

В результате разработки и вступления в силу вышеуказанного механизма потребитель должен будет получить возможность:

- самостоятельно выбирать страховую компанию, учитывая лишь наличие положительного рейтинга, а не многочисленные требования банков;

- менять организацию, если в другой ему предложат более привлекательные условия.

При этом подобных подход должен способствовать выравниванию критериев доступа на товарный рынок для страховых компаний.

Кроме того, антимонопольный орган планирует разработать минимальные стандарты страховых услуг в целях обеспечения достаточного наполнения полиса и уровня защиты, что должно:

- подтолкнуть страховщиков к желанию бороться за клиента дополнительными опциями;

- сделать полисы обязательными к приему банками;

- обеспечить доступ клиентов к дистанционному оформлению, минуя банковские каналы продаж.

Такие образом, вышеуказанные изменения должны свести к минимуму навязывание заемщику дополнительной страховки в определенной компании при рефинансировании кредита или получении займа. Однако, дополнительное регулирование в этой сфере может привести и к увеличению стоимости банковских услуг в связи с возникновением риска неконтролируемого выбора страховой компании.

Приостановление действия антимонопольного законодательства в Великобритании

Великобритания столкнулась с масштабным кризисом в сфере топливной промышленности. Причиной кризиса стало то, что компания «BP» закрыла ряд своих заправочных станций из-за проблем со снабжением, связанных с нехваткой водителей бензовозов. Проблема нехватка водителей бензовозов особенно обострилась в Великобритании после выхода государства из ЕС, т.к. многие квалифицированные водители покинули страну, а въезд новых водителей был затруднен. Кроме того, процедура тестирования водителей перед трудоустройством также затрудняла процесс появления новых кадров в данной отрасли.

Последствием закрытия заправочных станций «BP» стал недостаток топлива в определенных районах. Данный дефицит усилился тем, что возникла паника среди населения, и водители стали закупать топливо сразу в количествах, превышающих в несколько раз тот объем топлива, который они закупали в обычных условиях. В результате, кроме сбоя поставок в ряде регионов, также возник существенный дефицит топлива.

Для того, чтобы возобновить поставки топлива и предотвратить усугубление экономического кризиса, Правительство Великобритании временно приостановило действие антимонопольного законодательства в отношении топливной промышленности (The Downstream Oil Protocol).

В настоящее время компаниям предоставлено право свободно обмениваться информацией друг с другом и координировать поставки топлива. Целью координации должно быть восполнение дефицита, недопоставок топлива в ряде регионов.

Таким образом, Правительство Великобритании сделало выбор в пользу защиты интересов неопределенного круга потребителей, пожертвовав сохранением конкурентной среды на рынке. Данная мера представляется правильной. Этот подход также интересен тем, что Правительство Великобритании решило использовать для защиты интересов потребителей тот инструмент, который обычно им вредит, а именно координацию экономической деятельности компаний.

 

Авторы: Артем Анпилогов, Анастасия Щорс