ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по антимонопольной практике № 55

16.08.2021

Борьба с ростом цен на гостиничные услуги во время проведения крупных мероприятий, проверка ЦУМа и группы Mercury на предмет ценового сговора и злоупотребление зависимостью франчайзи

Цены на гостиничные услуги в период проведения крупных международных мероприятий будут ограничены

ФАС России готовит новый законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которым механизм расчета цены за размещение в гостиничном номере будет установлен законом.

Проведение международных мероприятий в городах привлекает большое количество новых туристов, которым требуется размещение в номерах. При этом спрос на номера становится выше, как и цены за размещение. Поскольку прибыль гостиничного бизнеса во многом зависит от сезона, отели стараются получить наибольшую прибыль в период высокого спроса, чтобы «покрыть» возможные убытки в будущем, вызванные его падением. Подобный подход отелей к ценообразованию приводит к тому, что цены на размещение в номерах в период проведения международных мероприятий и в обычный период могут отличаться более чем в 2 раза, что и произошло в период проведения XXIV Петербургского международного экономического форума.

Регулирование цен на гостиничные услуги как механизм борьбы с злоупотреблениями отелей уже доказал свою эффективность во время проведения Олимпиады-2014 в Сочи, Кубка конфедераций FIFA 2017, ЧМ по футболу 2018 и ЧЕ по футболу 2020.

Одним из предложений ФАС России в отношении борьбы с произвольным ценообразованием на гостиничные услуги в период проведения не только спортивных, но и иных международных мероприятий, является расчет предельной цены на гостиничные услуги для каждого номера, исходя из базовой среднегодовой цены на гостиничные услуги в сутки. При расчете предельной цены будет учитываться «коэффициент дифференциации базовой среднегодовой цены», который будет устанавливаться ФАС России. Итоговый механизм расчета предельной цены находится в разработке.

Таким образом, учитывая, что международные форумы проводятся в нашей стране не так часто, а их продолжительность обычно составляет не более 5 дней, то регулирование цен на гостиничные услуги во время их проведения представляется разумным как с точки зрения поддержания престижа государства для иностранных граждан, так и с точки зрения организации возможности получения доступного объекта размещения по разумной цене для представителей органов власти, размещение которых происходит за счет бюджетных средств, и бизнеса.

Подозрения в международном ценовом картельном сговоре

ФАС России подозревает группу компаний «Mercury» в международном ценовом сговоре на рынке элитной брендовой продукции, в том числе при реализации товаров онлайн.

В связи с этим в настоящее время антимонопольный орган проводит внеплановые выездные проверки в отношении ТД «ЦУМ», группы компаний «Mercury», официальных представительств брендов с целью выявления нарушения.

Необходимо отметить, что данная проверка в отношении группы компаний Mercury и ТД «ЦУМ» не является первой. Так, в 2019 и 2020 годах регулятором проводились аналогичные проверочные мероприятия, однако полученной по их результатам информации оказалось недостаточно для вывода о нарушении антимонопольного законодательства.

При этом ФАС России не раскрывает, какие именно обстоятельства дают основания полагать, что лица заключили картельное соглашение. Тем не менее, можно предположить, что основанием к проведению проверки послужило завышение цен на товары класса «люкс» в ТД «ЦУМ» по сравнению с ценами на такие же товары в бутиках Европы.

Напоминаем, что ответственность за участие в картельном сговоре в России может достигать 15% от годовой выручки. Учитывая, что выручка группы компаний «Mercury» и ТД «ЦУМ» исчисляется в миллиардах (по данным за 2020 год оборот проверяемых лиц составляет более 90 млрд. руб.), то наложение максимального оборотного штрафа является серьезной санкцией в отношении данных компаний и может нанести серьезный ущерб их финансовой стабильности.

Злоупотребление зависимостью франчайзи со стороны McDonald’s

Антимонопольный орган Италии (AGCM) инициировал расследование условий и положений договоров франшизы, заключаемых корпорацией McDonald’s и компаниями-операторами. Поводом к началу расследования послужила жалоба трех компаний-операторов по договорам франшизы в части условий арендных платежей, роялти, размера инвестиций, ценовой политики.

Антимонопольное законодательство Италии содержит запрет на злоупотребление со стороны одного хозяйствующего субъекта экономической зависимостью другого путем заключения договора на неразумно обременяющих или дискриминационных условиях, особенно когда для «зависимого» хозяйствующего субъекта нет иной приемлемой альтернативы. 

Проанализировав условия договоров франшизы, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что ряд условий о цене продукции, ассортименте, поставщиках, покупателях и управлении финансами ставит операторов в ситуацию экономической зависимости от McDonald’s и, таким образом, позволяет корпорации ограничивать конкуренцию.

Так, например, заранее устанавливая положение о цене реализуемой продукции в договоре франшизы, франчайзер получает рычаг давления на рынок, как и в случае определения в договоре поставщиков и покупателей. Такие условия договора могут привести к установлению и поддержанию цен, а также к отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.

Учитывая, что более 85% ресторанов McDonald’s в Италии не принадлежат корпорации, а управляются компаниями-операторами на основании договоров франшизы, то решение антимонопольного органа отразится на позиции McDonald’s на рынке в целом.

Кроме того, штраф за заключение договоров на условиях, создающих ситуацию экономической зависимости у другой стороны, не только приведет к имущественному ущербу корпорации McDonald’s (штраф в размере 10 % от мирового оборота/выручка McDonald’s  за 2020 год составила 19,2 млрд. долларов), но и создаст практику признания таких условий факторами, влияющими на конкуренцию на рынке.

 

Авторы: Артем Анпилогов, Анастасия Щорс