ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по антимонопольной практике № 48

28.06.2021

Тенденция к изменениям в антимонопольном законодательстве в России, сложение полномочий директоров под давлением антимонопольного ведомства в США и возможное антиконкурентное поведение Google на рынке интернет-рекламы в ЕС

Грядущие изменения в антимонопольном законодательстве

По итогам прошедшего Петербургского международного экономического форума Президент Российской Федерации дал официальное поручение Правительству о внесении изменений в антимонопольное законодательство до 31 декабря 2021 года, которые, с точки зрения бизнеса, устранят избыточный антимонопольный контроль.

Изменения должны коснуться пороговых значений, превышение которых при осуществлении сделки по слиянию/поглощению, влечет за собой необходимость подачи в антимонопольный орган ходатайства о предварительном согласовании такой сделки. Так, лицам, которые являются объектами экономической концентрации, предварительно согласовывать с антимонопольным органом нужно будет сделки, заключаемые в отношении активов на сумму от 800 миллионов рублей, а не от 400 миллионов.

Кроме того, планируется внесение изменений, предусматривающих возможность признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, годовая выручка которого не превышает 800 миллионов рублей, и признания допустимыми соглашений, заключаемых между такими субъектами.

Учитывая, что указанные пороговые значения не изменялись на протяжении многих лет, то подобные тенденции позволят облегчить жизнь бизнесу и установить курс на планомерное развитие и расширение без избыточного антимонопольного контроля.

Управленческие решения

Под давлением Министерства юстиции США главный исполнительный директор и президент компании Endeavour Group Holdings Inc. сложили свои полномочия в совете директоров компании Live Nation Entertainment Inc. 

По мнению Минюста США, их присутствие на руководящих постах в двух компаниях создало взаимосвязанную дирекцию - ситуацию, при которой  одно лицо выступает в качестве должностного лица или директора двух конкурирующих компаний, что, в свою очередь запрещено разделом 8 Закона Клейтона.

Так, указанная норма антимонопольного законодательства США вводит четкие запреты, направленные на предотвращение ущерба от конкурентов, имеющих дублирующих директоров или менеджеров, независимо от того, действительно ли имеет место какое-либо антиконкурентное поведение. Взаимосвязанное управления может привести к ограничению конкуренции,  предоставляя канал для обмена конфиденциальной информацией и облегчая координацию между конкурирующими компаниями.

При этом Endeavour и Live Nation тесно конкурируют на многих рынках спортивных и иных развлечений. Как Live Nation, так и Endeavour через свои дочерние компании, находящиеся на территории США, продвигают и продают билеты и VIP-пакеты, которые включают трансфер и проживание, на музыкальные, спортивные и другие развлекательные мероприятия.

Таким образом, несмотря на отсутствие антиконкурентного поведения со стороны дублирующих директоров, Министерство юстиции США превентивно реагирует на потенциальный риск такого поведения в будущем и, воздействуя на членов органа управления компании, предотвращает нарушения антимонопольного законодательства до того, как они произойдут.

Интернет-реклама и антиконкурентное поведение Google

Европейская комиссия начала официальное антимонопольное расследование по признакам нарушения компанией Google правил конкуренции ЕС. По мнению регулятора, компания отдает предпочтение своим собственным сервисам медийной рекламы в так называемой цепочке поставок «рекламных технологий» в ущерб конкурирующим поставщикам услуг рекламных технологий и рекламодателям.

В ходе официального расследования, в частности, будет изучено, искажает ли Google конкуренцию, ограничивая доступ третьих лиц к пользовательским данным в рекламных целях на веб-сайтах и   в приложениях, сохраняя при этом такие данные для собственного использования.

По мнению Еврокомиссии, Google собирает данные для использования в их целях рекламы, а также продает рекламные места и выступает в качестве посредника в онлайн-рекламе. Таким образом, Google присутствует практически на всех уровнях цепочки поставок медийной интернет-рекламы.

Учитывая, что многие издатели полагаются на медийную рекламу в Интернете, а также то, что в 2019 году расходы на медийную рекламу в ЕС оценивались примерно в 20 миллиардов евро, то ограничение конкуренции на этом рынке может повлечь за собой негативные последствия для многих отраслей экономики в ЕС, тем более, что Google также предоставляет несколько сервисов рекламных технологий, которые являются посредниками между рекламодателями и издателями для показа рекламы на веб-сайтах или в мобильных приложениях.

В случае если Еврокомиссии удастся выявить антиконкурентные практики Google на рынке медийной-интернет-рекламы, то компании могут грозить существенные штрафы как за злоупотребление доминирующим соглашением, так и за антиконкурентные соглашения.

Таким образом, учитывая пристальное внимание к технологическим гигантам, война конкурентных ведомств против них набирает обороты не только в США, где у руля антимонопольного ведомства встали противники бесконтрольного расширения транснациональных корпораций, но и в Евросоюзе.

 

Автор: Артем Анпилогов