ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по антимонопольной практике № 47

21.06.2021

Новый обзор практики ведомственной апелляции ФАС России, антимонопольное исследование мобильных экосистем Apple и Google, а также подозрения в злоупотреблениях на рынке автострахования в Евросоюзе

Обзор практики ведомственной апелляции ФАС России

ФАС России опубликовала Обзор практики ведомственной апелляции за IV квартал 2020 года. Вот основные выводы, к которым пришли Апелляционная коллегия при рассмотрении дел:

- неопубликование или опубликование извещения о проведении торгов с нарушением установленных законом сроков может содержать в себе признаки нарушения в форме ограничения доступа к участию в торгах;

- у антимонопольного органа отсутствует необходимость доказывания фактического исполнения участниками условий соглашения, наличие и фактическая реализации между хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности с учетом принципов разумности и обоснованности;

- отказ потребителю в пересмотре стоимости услуги, в случае если потребитель совершает действия, противоречащие содержанию своего обращения, не является злоупотреблением доминирующим положением;

- гарантирующий поставщик не вправе отказывать абоненту в допуске

к эксплуатации нового (заменяющего) прибора учета, если таковой размещен в месте установки ранее действовавшего (замененного) прибора учета, пусть даже это место находится не на границе разграничения балансовой принадлежности электрических сетей;

- факт осуществления пассивного поведения или достижение договоренности об осуществлении пассивного поведения одним из участников торгов не всегда признается заключением картельного соглашения на торгах, антимонопольному органу надлежит доказать направленность действий на повышение, снижение или поддержание цен;

- при доказывании картельного соглашения необходимо оценивать всю полноту доказательств, их «весомость» как в отдельности, так и в совокупности, антимонопольному органу надлежит учитывать фактическое поведение хозяйствующих субъектов, а также доказать волеизъявление всех сторон на заключение соглашения;

- если отказ хозяйствующего субъекта прямо не предусмотрен нормативным или судебным актом, то отсутствие экономической или технологической возможности также является правомерным основанием для отказа такому хозяйствующему субъекту в заключении договора;

- отношения между сторонами договора, одной из которых является орган власти, связанные с ненадлежащим исполнением одной из сторон своих обязательств, находятся исключительно в гражданско-правовой сфере, стороны договора могут самостоятельно осуществлять защиту принадлежащих им прав способами;

- установление со стороны заказчика при проведении закупочной процедуры оценочных критериев, носящих неизмеряемый (неконкретный) характер, может приводить к злоупотреблениям со стороны заказчика / организатора торгов на этапе оценки заявок;

- при рассмотрении дел о злоупотреблении доминирующим положением подлежит доказыванию не только нарушение формальных требований

действующего законодательства, но и наличие негативных последствий (возможность их возникновения) для неопределенного круга лиц / субъектов предпринимательской деятельности, а также причинно-следственной связи между таким нарушением и соответствующими последствиями;

- в качестве злоупотребления доминирующим положением могут рассматриваться действия теплоснабжающей организации, неправомерно не принявшей к расчету показания приборов учета, но впоследствии

осуществившей перерасчет, исходя из того, что до момента перерасчета денежные средства потребителей коммунальных услуг фактически удерживались теплоснабжающей организацией.

Антимонопольное исследование мобильных экосистем

Британское Управление по конкуренции и рынкам (CMA) инициировало масштабное исследование мобильных экосистем Apple и Google из-за опасений, что они обладают рыночной властью, которая наносит вред пользователям и бизнесу.

 Целью исследования является выявление существования эффективной дуополии фирм на поставку операционных систем (iOS и Android), магазинов приложений (App Store и Play Store) и веб-браузеров (Safari и Chrome), которая может привести к убыткам потребителей во многих сферах.

В исследовании также будет изучено влияние рыночной власти компаний на разработчиков приложений, которые полагаются на Apple или Google.

По мнению CMA мобильные экосистемы - это совокупность шлюзов, через которые потребители могут получить доступ к различным продуктам, контенту и услугам, таким как музыка, телевидение и потоковое видео, а также отслеживание состояния здоровья, покупки и мобильный банкинг.

Это исследование является частью более широкой программы работы CMA, которая включает создание нового режима регулирования цифровых рынков, способствующего конкуренции.

Результаты подобных исследований позволят давать рекомендации правительству, иным органам, потребителям и предприятиям, а также стать фундаментом для возбуждения антимонопольного дела в отношении Apple и Google в случае выявления антиконкурентных практик компаний.

Автострахование и монопольные ограничения

Еврокомиссия проинформировала Ассоциацию ирландских страховщиков Insurance Ireland, которая занимает долю в размере 90% на рынке страхования автотранспортных средств Ирландии, о своем предварительном мнении о том, что она не согласна с некоторыми положениями доступа к системе Insurance Link (система обмена данными).

По мнению Комиссии, Insurance Ireland произвольно задерживала или фактически отказывала некоторым страховщикам и их агентам в доступе к системе Insurance Link.

Так, с 2009 года доступ был связан с членством в ассоциации. Таким образом, кандидаты должны были сначала получить право право на членство, соответствовать критериям членства и пройти непредсказуемый процесс подачи заявки. В связи с этим в течение нескольких лет определенные типы страховщиков и их агенты не имели права на членство и поэтому им фактически отказывали в доступе к системе обмена данными.

Еврокомиссия считает, что автострахование - это значительная статья расходов в бюджете каждой семьи и бизнеса, поэтому доступ к данным является ключевым моментом для страховщиков как при оценке рисков, которые они принимают, так и в предложении клиентам конкурентоспособных условий контрактов.

Предварительное мнение антимонопольного органа заключается в том, что отсутствие доступа к Insurance Link ставит компании в невыгодное положение с точки зрения конкуренции на ирландском рынке страхования автотранспортных средств по сравнению с компаниями, имеющими доступ к базе данных.

В случае подтверждения подозрений Комиссии, подобные действия Insurance Ireland будут нарушать запрет на принятие ассоциациями решений, которые ограничивают или искажают конкуренцию на едином рынке Евросоюза.

 

Автор: Артем Анпилогов