ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по антимонопольной практике № 30

11.01.2021

Ответственность заказчика за просрочку оплаты по договору с МСП, интерес британского конкурентного ведомства к изменениям в сфере таргетинга и потеря медицинскими страховыми организациями США антимонопольного иммунитета

Изменения в пользу МСП

За минувшие праздники вступил в силу (2 января 2021 года) закон, предусматривающий административную ответственность заказчика за срыв сроков оплаты по договорам с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) по Закону № 223-ФЗ. Указанные изменения внесены в статьи КоАП:

- 7.32.3 - в части определения размера санкции;

- 23.83 - в части процедуры рассмотрения антимонопольным органом дела об административном правонарушении.

Теперь в случае просрочки оплаты по договорам субъект МСП вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением об административном правонарушении со стороны заказчика. Признание заказчика нарушившим может повлечь санкцию в виде штрафа размером:

- 30 000 - 50 000 рублей - для должностных лиц;

- 50 000 - 100 000 рублей - для юридических лиц.

Закон является долгожданным для большого количества субъектов МСП, которые ранее были вынуждены несправедливо долго ожидать оплаты от заказчика, неся убытки в связи с невозможностью использования причитающихся им средств. Более того, в случае использования кредитных средств для приобретения необходимых товаров или комплектующих в целях выполнения заказа, субъекты МСП были вынуждены также выплачивать проценты, что, в свою очередь, влекло нерентабельность участия в закупке.

Таким образом, закон является еще одним защитным механизмом субъектов МСП, направленным на стимуляцию их развития и предотвращение убытков.

Google отказывается от cookie

Управление по конкуренции и рынкам Великобритании (CMA) инициировало расследование в отношении компании Google, намеревающейся отказаться от файлов cookie, которые способствуют таргетингу рекламы на основании запросов потребителей в интернет-браузере.

Обеспокоенность антимонопольного органа вызвало объявление компанией планирующихся изменений под общим названием "песочница конфиденциальности",  направленных на удаление файлов cookie в браузере Google Chrome и их замену на новый набор инструментов для таргетинга рекламы, которые, по словам представителей Google, будут защищать конфиденциальность потребителей.

Необходимо отметить, что указанные антитрекинговые меры разработчика браузера вызваны недовольством потребителей чересчур навязчивой рекламой и их обеспокоенностью о собственной конфиденциальности в сети. Более того, разработчики таких браузеров как Safari и Firefox еще в 2019 году внедрили в свои платформы функцию блокировки трекинга посредством файлов cookie.

В свою очередь, Управление по конкуренции и рынкам, основываясь на недавнем исследовании рынка цифровой рекламы на онлайн-платформах, опасается, что подобные действия Google могут привести к подрыву способности маркетинговых компаний генерировать доход, а также подорвать конкуренцию на рынке цифровой рекламы, укрепляя рыночную власть Google.

В рамках своего расследования конкурентное ведомство, положив на разные чаши весов интересы потребителей и маркетологов, вынуждено будет оценить проблему конфиденциальности пользователей и ее соотношение с ценностью конкуренции на рынке интернет-рекламы в условиях действующих и предлагаемых инструментов от компании Google.

Страховщики лишатся антимонопольного иммунитета

В самом начале 2021 года на подписание Президенту США поступил принятый Конгрессом США законопроект, направленный на отмену антимонопольного иммунитета медицинских страховых компаний, которым последние пользовались с марта 1945 года в соответствии с Законом Маккаррана-Фергюсона.

Согласно положениям законопроекта "ничто в Законе Маккаррана-Фергюсона не изменяет, не ухудшает или отменяет действие антимонопольного законодательства в отношении бизнеса медицинского страхования, включая бизнес стоматологического страхования". При этом законопроектом устанавливается, что запреты на недобросовестные методы конкуренции применяются к бизнесу медицинского страхования независимо от того, является ли бизнес коммерческим или некоммерческим.

Поводом для принятия указанного законопроекта стало то, что страховые организации могли обмениваться своими данными в целях использования отраслевого опыта для более эффективного ведения бизнеса, однако такой обмен давал возможность завуалировать антиконкурентное поведение.

Вместе с тем, законопроект не запрещает медицинским страховым организациям:

- сбор, компиляцию и распространение исторических данных о финансовых потерях;

- совместное определение факторов убытков для компиляции исторических данных убытков;

- выполнение актуарных услуг в случае, если сотрудничество в этой сфере не связано с ограничением торговли;

- разработку или распространение стандартной формы страхового полиса.

Разработанный законопроект показывает, что отношения в сфере антимонопольного регулирования являются динамичными, а субъекты, наделенные иммунитетом более полувека назад, в настоящее время требуют контроля со стороны государства. В случае если законопроект повлияет на развитие конкуренции на товарном рынке медицинского страхования США, подобные инициативы могут возникнуть и в отношении таких видов страхования, как страхование жизни, ренты, имущества и несчастных случаев.

 

Авторы: Артем Анпилогов, Александр Тюнин.