ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Дайджест по антимонопольной практике № 20

26.10.2020

Перспективы в апелляционной коллегии ФАС России, нарушения за алгоритмы и крупнейший иск к Google.

Приберегите процессуальные нарушения для суда. Апелляционная коллегия ФАС России приняла решение отменить решение территориального органа из-за нарушений, допущенных при формировании состава комиссии антимонопольного органа. Как установила ФАС России, состав комиссии при принятии решения территориального антимонопольного органа был нечетным, а также количество представителей Банка России составляло менее половины членов комиссии. Такие обстоятельства указывают на нарушения со стороны территориального антимонопольного органа требований к формированию состава комиссии антимонопольного органа. Тем не менее, их установление не привело к прекращению расследования в целом в отношении ответчика. Дело было направлено на новое рассмотрение. При этом апелляционная коллегия ФАС России в своем решении согласилась с квалификацией действий ответчика как нарушение антимонопольного законодательства. Соответственно, рассмотрение жалобы на решение территориального антимонопольного органа в апелляционной коллегии ФАС России привело к устранению процессуальных нарушений. Однако при судебном обжаловании такие процессуальные нарушения могли бы привести к прекращению расследования в целом в отношении ответчика. Рассмотренное дело свидетельствует об отсутствии перспектив в обжаловании в апелляционной коллеги ФАС России процессуальных нарушений, допущенных территориальным антимонопольным органом, поскольку при их установлении расследование не будет прекращено, а будет направлено на новое рассмотрение.

Нарушения из-за алгоритма. ФАС России приняла решения в отношении Google LLC и ООО «Яндекс», признав ненадлежащей и нарушающей законодательство о рекламе распространяемую ими рекламу препарата ООО «АЙХЕРБ РУ», который является сильнодействующим веществом, запрещенным для использования в России. Из обстоятельств дела следует, что при поиске в «Google» или «Яндекс» соответствующего препарата ООО «АЙХЕРБ РУ» под поисковой строкой отображалось объявление с пометкой «реклама». Само по себе объявление не содержало указание на незаконный препарат, но результат поиска, содержащий гиперссылку, имел такое указание, что в совокупности было квалифицировано ФАС России как нарушение законодательства о рекламе. Такая практика приводит к усилению мер фильтрации со стороны рекламораспространителе. Недостаточно согласовать объявление, необходимо будет также отфильтровать контекст, при котором оно будет появляться.

И снова Google. Министерство юстиции США обратилось в суд с иском к Google LLC, обвинив корпорацию в использовании антиконкурентных практик. Иск уже считается крупнейшим антимонопольным иском в США с момента аналогичного разбирательства в отношении корпорации Microsoft в 1998 году. Наиболее обсуждаемым и рисковым для корпорации является требование о структурном разделении Google LLC, но в содержании иска отсутствует обоснование такого требования. Вся антиконкурентная практика, о которой указывается в иске, основывается на эксклюзивных соглашениях, предусматривающих преимущества для Google, а не на структурных взаимосвязях, которые, как представляется, могли бы стать основанием для разделения. Так же в иске неоднократно указывается на отрицательный вред для потребителей, но в чем он выражается, с учетом того, что большинство сервисов Google являются бесплатными для пользователей, не поясняется. Тем не менее, вероятность удовлетворения иска в части допущения злоупотребления со стороны Google LLC высока, ведь конкуренция является общественной ценностью и ей с большой долей вероятности был причинен вред.

 

Автор: Илья Тюленев