Цифровая маркировка защитит от контрафакта

23.01.2019

С 01.01.2019 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Введена необходимость нанесения обязательной маркировки на определенный перечень товаров, а также закреплена правовая основа для создания государственной информационной системы (ГИС) маркированных товаров и мониторинга их оборота.

Законом установлены различные сроки введения обязательной маркировки товаров

Наименование товаров

Дата, с которой необходимо нанесение специальной маркировки

Табачная продукция

01.03.2019

Обувные товары

01.07.2019

Духи и туалетная вода

01.12.2019

Шины и покрышки

Одежда из натуральной и композиционной кожи

Ручные или машинные  вязанные трикотажные женские блузки и т.п.

Женская верхняя одежда: пальто, накидки, плащи, куртки

Мужская верхняя одежда: пальто, накидки, плащи, куртки

Белье постельное, столовое, кухонное

Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки

 

Средства идентификации, которые должны быть нанесены на соответствующую продукцию, представляют собой код в машиночитаемой форме, представленные в виде штрихового кода, радиочастотной метки или с использованием других средств/технологий автоматической идентификации.

Благодаря проверочным кодам, которые будут дополнительно наноситься на товары, возможно выявить корректировку или фальсификацию кода идентификации.

На всех участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (например, производители, поставщики или продавцы) возлагается обязанность по предоставлению сведений об обороте таких товаров оператору ГИС мониторинга.

На данный момент оператором ГИС является ООО «Оператор – ЦРПТ», которое непосредственно осуществляет создание, развитие, эксплуатацию, функционирование ГИС, а также прием, хранение, обработку и предоставление, содержащейся в ГИС информации.

Только оператор ГИС имеет полный доступ к данным с возможностью их обработки. Работа с информацией оператором может производиться без ее обезличивания в интересах и по поручению соответствующего участника оборота товаров. Однако в статистических и иных исследовательских целях обработка информации будет осуществляться только при условии ее обязательного обезличивания.

Также оператор ГИС, соблюдая положения законодательства о государственной, коммерческой и иных охраняемых законом тайнах, обеспечивает доступ иных лиц к информации, содержащейся в такой ГИС, в порядке, который еще предстоит принять Правительству Российской Федерации.

Пользователи ГИС обладают лишь правом ограниченного доступа к такой информации без возможности ее обработки. В открытом доступе через сеть Интернет будут находиться только данные ГИС, получившие статус общедоступных. Между тем в настоящее время Правительством Российской Федерации все еще не утвержден порядок отнесения сведений, содержащихся в ГИС, к общедоступным.

 Введение обязательной маркировки с помощью средств идентификации и создание ГИС позволит в любой момент узнать и контролировать подлинность соответствующего товара, поскольку нанесённые на продукцию коды возможно будет в любой момент проверить с помощью специальных сканеров либо мобильных приложений.

Данные нововведения позволят бороться с незаконным оборотом товаров и защитят потребителей от некачественной и фальсифицированной продукции.

К тому же, поскольку в ГИС будут вноситься сведения о товарах, их средствах идентификации и об участниках оборота такой продукции, то используя данную информационную систему, возможно будет получить информацию об объемах реализации товаров тем или иным хозяйствующим субъектом.

При этом в связи с вступлением в силу вышеупомянутых изменений у магазинов розничной торговли возникнут определённые сложности, поскольку им придется сканировать весь поступивший им товар, чтобы проверять его с данными в накладной поставщика. Однако крупным и известным брендам станет проще бороться с контрафактной продукцией.

Стоит отметь, что новый порядок цифровой маркировки товаров все еще дорабатывается. Так, Правительству Российской Федерации предстоит утвердить в ближайшее время:

- характеристики средств идентификации товаров, подлежащих обязательной маркировке;

- требования к техническим средствам, используемым для нанесения маркировки, и к участникам оборота таких товаров, которые получают соответствующие технические средства;

- порядок изъятия из оборота и уничтожения изъятых из оборота немаркированных товаров, подлежащих обязательной маркировке;

- размер платы за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки, необходимых для формирования средств идентификации, и обеспечения мониторинга движения таких товаров.

За нарушение действующих требований законодательства об обязательной маркировке товаров установлена административная и уголовная ответственность.

Так, ст. 15.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за:

1) Производство, продажу, хранение, перевозку товаров без нанесения обязательной маркировки либо приобретение непромаркированной продукции в целях сбыта, за что устанавливаются административные наказания в виде штрафов с конфискацией непромаркированной продукции;

2) Производство и оборот алкогольной продукции, табачных изделий без нанесения обязательной маркировки, за что устанавливаются повышенные административные штрафы одновременно с конфискацией всего непромаркированного товара.

На случай, если вышеуказанные противоправные деяния совершены в крупном и особо крупном размере, в ст. 171.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафов, принудительных работ либо в виде лишения свободы одновременно со взиманием штрафов.

Между тем, для продовольственных товаров крупный размер установлен в сумме, превышающей 400 000 руб., особо крупный – 1 500 000 руб., а для алкогольной и табачной продукции – стоимость, превышающая 100 000 руб. и 1 000 000 руб. соответственно.

 

Автор: Дарья Белова, младший консультант Юридической компании "Каменская & партнёры"