Центробанк будет блокировать сайты с финансовыми пирамидами.

28.12.2018

Внесённый на рассмотрение в Государственную Думу законопроект[1] предусматривает изменения в Закон об информации[2]  и ГПК РФ[3].

Изменения касаются внесудебной и досудебной блокировки сайтов по заявлению Центробанка.

В случае с внесудебной блокировкой Центральный Банк принимает решение о включении определённых страниц сайтов в реестр запрещённых Интернет-ресурсов (далее – Реестр)[4] для последующей их блокировки Роскомнадзором. Для включения в указанный Реестр страницы сайта должны содержать информацию:

1) вводящую клиентов кредитных организаций и (или) некредитных финансовых организаций, а также иных лиц, взаимодействующих с кредитными организациями и (или) некредитными финансовыми организациями, в заблуждение относительно принадлежности информации, распространяемой посредством сети «Интернет», в том числе вследствие сходства доменных имен, оформления или содержания;

2) связанную с предложением и (или) предоставлением на территории Российской Федерации финансовых услуг, лицами, не имеющими права их оказывать;

3) связанную с осуществлением деятельности финансовых пирамид.

Кроме того, в части досудебного урегулирования правонарушений, Центральный Банк наделяется полномочием обратиться в суд с заявлением о принятии предварительных обеспечительных мер, после чего подать заявление в Роскомнадзор об ограничении доступа к страницам сайтов позволяющим осуществить неправомерный доступ к:

информационным системам кредитных организаций и (или) некредитных финансовых организаций, электронным средствам платежа и (или) техническим устройствам их клиентов, используемым при предоставлении (получении) финансовых услуг, или информации, необходимой для ее получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

В качестве суда первой инстанции дела о блокировке сайтов с указанной выше информацией, а также заявления о принятии предварительных обеспечительных мер рассматривает Московский городской суд.

Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, указанные поправки вызваны тем, что Банком России отмечается увеличение масштабов использования сайтов сети «Интернет» для совершения мошеннических действий на финансовом рынке.

Представленная инициатива представляется целесообразной и направленной на защиту благосостояния граждан. В то же время в вопросе блокировки сайтов, как показывает актуальная практика, важно принимать только аккуратные меры, поскольку чрезмерные усилия в погоне за нарушителями вызывают эффект Стрейзанд, что выражается во всё большем распространении информации в случае попыток её ограничения, или по неосторожности может быть заблокирован законный контент, что влечёт за собой риск возникновения существенных убытков для компаний.

 

Автор: Анна Шувалова, младший консультант Юридической компании "Каменская & партнёры"



[2] Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

[3] «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ

[4] Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено