Booking.com снова подозревают в установлении цен при бронировании номеров

05.02.2019

Причиной обращения общественной организации стал так называемый паритет цен, используемый Booking.com при заключении договоров с представителями гостиничного бизнеса. В соответствии с  указанным условием отели не могут продавать номера на своих сайтах дешевле, чем это делает Booking.com.

Прописанное в договорах с отелями требование о паритете цен позволяет Booking.com предоставлять пользователям гарантию лучшей цены, подразумевающую, что более низкая стоимость аналогичного номера с теми же датами заезда и условиями бронирования найдена быть не может. При этом в цену уже включается комиссия сервиса, минимальный размер которой достигает 15%.

Следует подчеркнуть, что принцип ценового паритета был негативно воспринят сразу в нескольких странах Европы. Европейские власти довольно критично относятся к онлайн-тревел агентствам и серьезно контролируют их работу. Согласно результатам расследования Еврокомиссии, почти треть европейских онлайн-тревел агентств работает непрозрачно.

Указанные проблемы были устранены либо путем принятия решения соответствующим компетентным органом о недопустимости использования паритета цен (Германия, Италия, Швеция и иные), либо принятие поправок в законодательство о недопустимости применения подобного условия в договорах (Франция, Австрия).

Стоит также отметить, что в практике российского антимонопольного органа это не первый случай, когда подобные действия онлайн-тревел агентства послужили причиной обращения.

В 2016 году антимонопольным органом не были установлены признаки злоупотребления доминирующим положением все того же Booking.com. Кроме того, антимонопольный орган указал, что Booking.com не занимает доминирующего положения на рынке онлайн бронирования гостиничного размещения в принципе.

Однако, в настоящее время вектор работы антимонопольного органа сместился в сторону регулирования цифровых решений на рынке.

В данный момент на рассмотрении Правительства РФ находится законопроект, в соответствии с которым владелец цифровой платформы, обладающей долей более чем 35% на рынке взаимозаменяемого товара или в случае если более 35% транзакций на рассматриваемом рынке проходят через указанную платформу, будет подпадать под ограничения, установленные ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь информацией из открытых источников, доля Booking.com на рынке онлайн-тревел агенств в 2018 году составила более 67%, что в соответствии с указанным законопроектом будет  давать антимонопольному органу полное право рассматривать подобные действия указанного хозяйствующего субъекта на предмет наличия признаков злоупотребления доминирующим положением.

 

Автор: Илья Кожевников, младший консультант Юридической компании "Каменская & партнёры".