ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Big Data: попытка государственного регулирования

03.03.2020

14.02.2020 на общественное обсуждение вынесен законопроект о внесении изменений в Закон об информации1 (далее – Законопроект). Законопроект разработан во исполнение поручений Президента, содержащихся в Послании Федеральному Собранию от 15.01.2020 и касающихся необходимости совершенствования регулирования оборота больших данных2.

 

Среди предложений Законопроекта необходимо отметить следующие.

 

1. Понятие «большие данные»

Законопроектом предлагается ввести в ст. 2 Закона об информации п. 21, где «большие данные» определяются как совокупность неперсонифицированных данных, которые могут быть получены от различных владельцев данной информации либо из различных структурированных или неструктурированных источников данных.

Способы получения подобных сведений могут быть следующие: использование различных технологий, методов обработки данных, технических средств, обеспечивающих объединение совокупности данных, ее повторное использование, систематическое обновление.

Форма представления данных не должна предполагать их отнесение к определенному физическому лицу.

К элементам больших данных Законопроект относит:

- информационные сообщения;
- статистические сообщения;
- сведения о местоположении движимых и недвижимых объектов;
- количественные и качественные характеристики видов деятельности;
- поведенческие аспекты движимых и недвижимых объектов;
- иные неперсонифицированные данные.



2. «Оператор больших данных»

В п. 22 ст. 2 Закона об информации предлагается введение понятия «оператора больших данных», под которым Законопроект понимает лиц, организующих и (или) осуществляющих обработку больших данных, а также определяющих цели обработки больших данных, состав больших данных, подлежащих обработке, алгоритм действий (операций), совершаемых с большими данными.

В качестве операторов больших данных могут выступать:

- государственные органы;
- муниципальные органы;
- юридические лица;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица;
- саморегулируемые организации;
- иные общественные объединения, не являющиеся юридическими лицами.

 

3. Определение «обработки больших данных»

Ст. 2 Закона об информации предлагается дополнить п. 23, в котором содержится понятие «обработки больших данных».

В соответствии с положениями Законопроекта обработка больших данных включает в себя действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с большими данными.

Перечень действий (операций) по обработке больших данных очень схож с действиями, представляющими собой обработку персональных данных, закреплёнными в ст. 3 Закона о персональных данных, за исключением обезличивания и блокировки, а также с добавлением анализа. А именно, к перечню действий по обработке больших данных согласно Законопроекту относятся: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (распространение, предоставление, доступ); удаление; уничтожение;

анализ обрабатываемых больших данных.



4. Введение реестра операторов больших данных, установление контроля и надзора за обработкой и оборотом больших данных

В силу положений Законопроекта Закон об информации также предлагается дополнить ст. 122. Согласно положениям данной статьи Правительству предстоит разработать ряд норм по регулированию оборота больших данных, а Роскомнадзору отводятся функции по контролю и надзору за их обработкой и оборотом.

 

 

5. Выводы

Стоит отметить, что поправки, содержащиеся в Законопроекте, очень спорны и бизнес уже выразил свои опасения относительно их потенциального негативного влияния.

Во-первых, следует отметить, что неоднозначна сама инициатива необходимости регулирования оборота больших данных, поскольку такое регулирование может послужить препятствием для развития технологий.

Также представляется чрезмерно широким и абстрактным определение «больших данных», поскольку под подобное понятие, указанное в Законопроекте, подпадают любые сведения вне зависимости от их объема и задействования технических средств в обработке. В определение также не включаются персональные данные, что противоречит мировой практике.

Кроме того, понятие «оператора больших данных» в предложенной редакции позволяет отнести к нему любое физическое и/или юридическое лицо, которое каким-либо образом обрабатывает различные сведения, а следовательно, формально будет обязано регистрироваться в реестре операторов больших данных.

Реализация Законопроекта, несмотря на заверение создателей Законопроекта об обратном, потребует существенных затрат бюджета, поскольку, по меньшей мере создание и ведение реестра операторов больших данных потребует бюджетного финансирования.

Таким образом, текст Законопроекта подлежит тщательной проработке, а государственное регулирование больших данных и принятие данного Законопроекта могут иметь место только в том случае, когда будут сняты все опасения бизнес-сообщества и найден компромисс между свободным развитием цифровой среды без сдерживающих законодательных и административных барьеров и необходимостью защиты персональных данных, которые могут быть получены при сборе и обработке big data.



Авторы: Анна Тюленева, консультант практики интеллектуальной собственности и информационных технологий Юридической компании «Каменская & партнёры» и Дарья Белова, младший консультант Юридической компании «Каменская & партнёры»

1  Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

2  Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62582.