ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

COVID-19: Антимонопольные и регуляторные вопросы

Юридическая компания «Каменская & партнёры» представляет Вашему вниманию хронологическую справку действий антимонопольного органа и иных органов государственной власти в сфере антимонопольного регулирования в период пандемии вируса COVID-19. 

Представленный блок содержит сведения о регуляторных и процедурных изменениях, которые были предприняты органами государственной власти в условиях пандемии.

 

23.06.2020

ФАС России обновил регламент по рассмотрению информации иностранных инвесторов о выгодоприобретателях, бенефициарах и контролирующих лицах.

Утвержденный регламент конкретизирует процедуру подачи документов в ФАС России как в уполномоченный орган по контролю за осуществление иностранных инвестиций, определяет форму сведений о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах, а также устанавливает порядок действий должностных лиц антимонопольной службы при поступлении и рассмотрении информации от иностранных инвесторов и других лиц.

Государственная услуга предоставляется без взимания пошлины или иной платы. Срок рассмотрения информации составляет 30 дней при условии представления всех необходимых документов и сведений.

Подробнее по ссылке

21.06.2020

Антимонопольный орган подготовил пакет поправок в законодательство по госзакупкам.

Документ предусматривает сокращение количества способов проведения закупок, полный отказ от цикличности и введение универсальной предквалификации.

Проект также предусматривает введение рейтинга деловой репутации предпринимателей и наделение их правом обжалования решения заказчика об одностороннем расторжении контракта.

Поправки также направлены и на поддержку добросовестных предпринимателей. Они предусматривают введение рейтинга деловой репутации предпринимателей и наделение их правом обжалования решения заказчика об одностороннем расторжении контракта.

Также законопроект предусматривает распространение «согласия», введённого в сфере строительства, и на остальные закупки работ и услуг, а также с определёнными особенностями и на закупку товаров, что позволит уйти от требований к предпринимателям заполнять многостраничные заявки и исключит искусственные причины для отклонения участников. Старт таких аукционов планируется сделать через два часа после окончания срока подачи заявок на участие, что позволит сократить возможность сговора на торгах.

Подробнее по ссылке

19.06.2020

ФАС России смягчила требования по предустановке отечественного софта. Новый проект постановления Правительства предполагает единую дату введения изменений для всех групп устройств, которое предлагается ввести с 1 января 2021 года.

Предложенный проект позволяет не предустанавливать приложения целиком, а показывать только иконки для их скачивания или окно на этапе активации смартфона. При этом требования по предустановке будут распространяться только на смартфоны, компьютеры, включая ноутбуки, и ТВ. Программа, претендующая на включение в перечень для предустановки, должна иметь не менее 100 тыс. скачиваний или 100 тыс. уникальных пользователей в сутки.

Подробнее по ссылке 

18.06.2020
ФАС России разъяснило в каком случае решение территориального органа может быть обжаловано. 

Решение или предписание могут быть признаны нарушающими единообразие практики применения антимонопольного законодательства в следующих случаях:

  • нарушение как материальных, так и процедурных норм антимонопольного законодательства;
  • противоречие выводов антимонопольного органа официальным разъяснениям ФАС России и/или Президиума ФАС России;
  • неполное исследование территориальным органом обстоятельств дела о нарушении антимонопольного законодательства и имеющихся в нем доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства.

При этом ФАС России также отметил, что не привлечение территориальным органом заявителя, права и интересы которого затрагиваются принимаемым решением, не свидетельствует об отсутствии у него возможности обжалования такого решения в коллегиальный орган ФАС России.

Подробнее по ссылке

18.06.2020

Антимонопольные ведомства оценили конкурентные эффекты от приобретения крупными компаниями стартапов. По мнению антимонопольных органов, существуют как положительные так и отрицательные последствия подобных действий. Наиболее очевидной проблемой видится несоответствие количественным критериям объекта экономической концентрации, что влечет отсутствие государственного контроля за такого рода сделками.

Подробнее по ссылке

15.06.2020

Антимонопольный орган планирует провести анализы состояния конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, на оптовых и розничных рынках топлива, а также на рынке дорожного строительства.

Целью проведения указанных анализов ФАС России видит – определение продуктовых границ на оптовых рынках, установление доминирующего положения профильных компаний, определение барьеров входа на рынок и проблем, влияющих на развитие конкуренции, а также предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства.

Подробнее по ссылке

10.06.2020

Антимонопольный орган подготовил пакет поправок к Закону № 44-ФЗ.

Указанный проект предусматривает сокращение количества способов проведения закупок, полный отказ от цикличности. Заказчику не потребуется повторно объявлять торги, если никто не пришел на них, он сможет обратиться в антимонопольный орган для согласования заключения контракта с единственным поставщиком.

Проект также предусматривает способы борьбы с «ловушками» для формального отклонения участников.

Для снижения возможности сговора на торгах предлагается начинать проведение аукционов через 2 часа после окончания срока подачи заявок для всех видов товаров, работ, услуг.

В целях повышения качества исполнения контрактов по Закону № 44-ФЗ вводится универсальная предквалификация. Подать жалобу на закупку сможет только то лицо, которое имеет опыт исполненного контракта/договора на сумму не менее 20% от начальной цены контракта для всех закупок свыше 20 млн рублей.

Для развития добросовестной конкуренции вводится рейтинг деловой репутации предпринимателей, который будет формироваться автоматически ЕИС на основе данных о качестве, количестве и стоимости исполненных контрактов.

Подробнее по ссылке

10.06.2020

ФАС России предложила запретить государству создавать финансовые организации на конкурентных рынках.

Антимонопольный орган также указывает на необходимость запретить институтам развития конкуренцию с финансовыми организациями и обеспечить конкурентный доступ финансовых организаций, в том числе являющихся субъектами МСП, к государственным ресурсам.

09.06.2020

Антимонопольный орган указал, что для подтверждения необходимого опыта участнику закупки необходимо предоставить 3 документа: копия исполненного контракта (договора), копия акта выполненных работ, копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Установление иных требований является избыточным и не может являться формальным основанием для отказа участнику в допуске к закупке.

Подробнее по ссылке

08.06.2020

ФАС России устанавливает дистанционный режим приоритетной формой рассмотрения жалоб по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ.

В то же время, право сторон на очное участие в заседаниях сохраняется, для чего необходимо подать заявление* для оформления пропуска на вход в здание центрального аппарата или территориального управления ФАС России.

Подробнее по ссылке

05.06.2020

ФАС России отметила стабилизацию цен на лимоны, сахар и гречку.

Антимонопольным органом был проведен ряд мероприятий, направленных на стабилизацию цен, в том числе:

  • Проведены совещания с крупными торговыми сетями по мерам снижения цен на лимоны, в ходе которых торговым сетям даны рекомендации по осуществлению закупок продукции, а также обсуждены вопросы стабилизации цен.
  • В отношении поставщиков, существенно завышавших цены, ФАС России провела проверки. В случае выявления признаков антиконкурентных соглашений будут возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Подробнее по ссылке.

04.06.2020

ФАС России предложила отменить госрегулирование сборов в поездах за постельное белье, оформление билетов и возврат денег за неиспользованный билет.

Антимонопольный орган подготовил проект постановления Правительства РФ предусматривающий отмену государственного регулирования отдельных дополнительных сборов при перевозке пассажиров на железнодорожном транспорте: по пользованию комплектами постельного белья; за резервирование мест в поездах и оформление проездных документов; за выполнение операций по восстановлению утерянных и испорченных проездных документов; за переоформление; за оформление возврата денег за неиспользованный проездной документ и (или) перевозочный документ.

Антимонопольный орган указывает, что принятие изменений позволит пассажирским перевозчикам в дальнем следовании оперативно реагировать на изменение условий деятельности, в том числе, в связи с текущими ограничительными мерами, направленными на противодействие COVID-19.

27.05.2020

Антимонопольный орган продолжает контролировать заявления о повышении цен.

ФАС России указывает, что беспочвенные заявления о колебаниях цен могут привести к неоправданному ажиотажу и необоснованному их росту, если будут восприняты как призыв к действию.

Антимонопольный орган настоятельно рекомендует воздерживаться от ценовых прогнозов в сложившейся экономической ситуации.

26.05.2020

Антимонопольный орган продлил период рассрочки для оплаты административных штрафов.

Согласно Поручению Руководителя ФАС России, должностные лица антимонопольных органов, которые вынесли постановления о привлечении к административной ответственности, должны предоставить рассрочку в 3 месяца по оплате штрафа вне зависимости от наличия или отсутствия ходатайства о такой рассрочке. Речь о постановлениях, которые выносятся или срок исполнения которых истекает в апреле – июне 2020 года.

14.05.2020

ФАС разрабатывает новый проект рекомендаций по рассмотрению сделок по слиянию и поглощению

В разрабатываемом документе планируется учесть виды сделок и иных действий, подпадающих под антимонопольный контроль, основания и порядок продления срока рассмотрения ходатайства. Кроме того, будут раскрыты особенности проведения анализа рынка, запросы регулятора в адрес заявителя, участников сделки, заинтересованных лиц, других ведомств, порядок принятия решения антимонопольной службой. Отдельная глава будет посвящена правовым последствиям неисполнения предписания ФАС России и порядку оспаривания сделки в суде.

12.05.2020

С 12 мая 2020 года вступило в силу Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1256-р «Об особенностях определения цены государственного контракта по государственному оборонному заказу, заключаемого с единственным поставщиком на поставку продукции по цене, подлежащей регистрации, в 2020 году».

В соответствии с указанным нормативным актом заключение в 2020 году государственного контракта по государственному оборонному заказу с единственным поставщиком на поставку продукции по цене, подлежащей регистрации, по решению государственного заказчика может осуществляться по ориентировочной (уточняемой) цене, не превышающей показатели государственного оборонного заказа, без регистрации в ФАС России.

При этом ФАС России отмечает, что в соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, при переводе ориентировочной цены в фиксированную цену в случае, если уровень ориентировочной цены будет превышен, потребуется участие ФАС России для рассмотрения и решения вопроса о регистрации такой цены.

12.05.2020

Полномочия ФАС России дополнены в части согласования требований к формированию комитета пользователей услуг центрального депозитария.

Изменения утверждены постановлением Правительства РФ от 12 мая 2020 года № 660.

Совещательный орган центрального депозитария является органом, созданным для защиты интересов остальных участников рынка и предупреждения установления необоснованных цен на услуги депозитария.

Согласование ФАС России дополнительных требований к порядку формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария позволит сократить влияние аффилированных лиц в составе совещательного органа и создать условия для выполнения им своих функций.

01.05.2020

Сроки раскрытия информации, сроки предоставления в органы регулирования заявлений (предложений) об установлении регулируемых цен (тарифов) на 2021 год перенесены на 45 дней (в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации до 15 июня, в ФАС России – до 29 июня).

Подробнее по ссылке

30.04.2020

ФАС России рекомендовала авиакомпаниям внедрить технические решения, позволяющие дистанционно компенсировать пассажирам средства, полученные за несостоявшиеся поездки, без посещения последними офисов перевозчиков.

При невозможности денежных выплат антимонопольным органом будут проверены условия выдачи и использования сертификатов на право покупки авиабилетов в будущих периодах.

Антимонопольная служба также планирует сравнивать цены на билеты на отмененные и планируемые рейсы в «сопоставимых условиях» в целях определения наличия нарушения антимонопольного законодательства.

24.04.2020

ФАС России порекомендовал отменить сбор за возврат билета на период пандемии. Учитывая отмену массовых мероприятий на летний период и непредсказуемость сроков отмены ограничений на отдых и перемещения граждан, принято решение установить этот сбор на минимальном уровне до нормализации ситуации.

23.04.2020

Со 2 мая 2020 года вступят в силу изменения в Приказ ФАС России № 57/16 «Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства».

Документ дополняет порядок выдачи антимонопольных предупреждений положением о том, что они могут касаться ликвидации или принятия мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или ведет деятельность с нарушением требований Закона о защите конкуренции.

21.04.2020

В Государственную Дума Российской Федерации, внесен законопроект, вносящий изменения в понятие «контроль иностранного инвестора».

Планируется, что понятие «контроль иностранного инвестора» будет расширено за счет включения в него лиц, которым иностранный инвестор временно передал право распоряжения стратегическим обществом или лицом, осуществляющим контроль над указанным обществом.

Антимонопольный орган указал, что временный контроль может возникать, в том числе, в результате заключения договора доверительного управления имуществом, договора залога, договора репо, обеспечительного платежа.

Подробнее по ссылке.

14.04.2020

Антимонопольный орган высказался о значимости положений «пятого антимонопольного пакета».

Как указал антимонопольный орган пандемия и ее последствия – это дополнительный стимул развития интернет-торговли и усиления рыночной власти цифровых платформ, то в этих условиях особо актуальным становится принятие пятого «цифрового» антимонопольного пакета поправок в Закон защите конкуренции.

Законопроектом предлагается запрет монополистической деятельности лицами, владеющими крупнейшими цифровыми платформами, а также устанавливаются антимонопольные требования к соглашениям и действиям по предоставлению или распоряжению исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.

Подробнее по ссылке.

13.04.2020

Антимонопольным органом подготовлены рекомендации по вопросам применения антимонопольного законодательства.

В тексте указанных разъяснений были освящены вопросы, касающиеся:

- злоупотребления доминирующим положением;

- влияния на конкуренцию преференции и субсидий;

- регулирование картельных и иных ограничивающих конкуренцию соглашения соглашений

- вопросы процедурно процессуального характера.

С полным текстом разъяснений можно ознакомиться по ссылке.

12.04.2020

Федеральная антимонопольная служба поддержала изменение ценовой политики группы ПАО «М.Видео» в отношении 10 категорий  техники. В обращении, направленном в ФАС России, компания сообщила о своих планах отказаться от торговой наценки и зафиксировать розничные цены на ряд товаров до конца июня текущего года, независимо от роста курса валют и других экономических факторов.

Подробнее по ссылке.

09.04.2020

ФАС России предостерег представителей топливной индустрии от публичных заявлений о повышении цен на продукцию.

Коммерческим и не коммерческим организациям запрещено осуществлять координацию экономической деятельности, если она может привести к в том числе установлению или поддержанию цен.

Дополнительным фактором является то, что заявление сделано в условиях пандемии и в период значительной волатильности цен на нефтепродукты на мировом рынке.

Подробнее по ссылке.

09.04.2020

Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, связанную с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, ФАС России предложил Правительству Российской Федерации временно заморозить индексацию оптовых цен на газ для населения.

Подробнее по ссылке.

09.04.2019

ФАС России указало на факторы, которые могут приводить к созданию дефицита, формированию ажиотажного спроса, повышению цен на товары первой необходимости при осуществлении коммерческой деятельности интернет-сервисами и электронными площадками в условиях пандемии.

Указанные действия антимонопольного органа направлены на стабилизацию цен на социально значимые продовольственные товары и непродовольственные товары первой необходимости.

Необходимость принятия подобных мер обусловлено действиями индивидуальных предпринимателей, направленными на скупку товаров в торговых сетях с целью последующей перепродажи через Интернет-сервисы для размещения объявлений и электронные торговые площадки.

Подробнее по ссылке.

09.04.2020

Федеральная антимонопольная служба предложила перенести на 45 дней сроки раскрытия информации, сроки предоставления в органы регулирования заявлений (предложений) об установлении регулируемых цен (тарифов) на 2021 год, а также предоставления в Федеральную антимонопольную службу органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов заявлений об установлении предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на 2021 год.

Инициатива ведомства связана с реализацией мер, направленных на предотвращение угрозы жизни и здоровью граждан из-за распространения коронавирусной инфекции COVID-19, в том числе с вводимыми на территории субъектов Российской Федерации ограничениями.

Подробнее по ссылке.

08.04.2020

Антимонопольный орган сообщает, что заседания Комиссий ведомства откладываются на максимально возможные сроки, установленные законодательством.

По делам, которые не могут быть отложены (в случае, если их необходимо рассмотреть до 30 апреля 2020 года), будет организована дистанционная работа с использованием систем видео-конференц-связи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет».

Комиссии по жалобам на закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также отраслевые торги будут проходить дистанционно.

Все заинтересованные лица будут заблаговременно оповещены о новых датах рассмотрения дел и возможности дистанционного участия в них . 

Все вышеперечисленные меры носят временный характер.

07.04.2020

ФАС России напоминает, что в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 ведомство усилило работу по мониторингу цен на социально значимые продукты, к числу которых относится большинство обозначенных категорий товаров. 

ФАС России проверяет производителей и поставщиков, заявивших о согласованном повышении цен, на предмет нарушения антимонопольного законодательства

05.04.2020

ФАС России указала, что операторы электронных площадок, в соответствии с законодательством о контрактной системе, о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, будут осуществлять свою деятельность, в том числе, в период до 30 апреля и должны будут обеспечить проведение закупок в обычном рабочем режиме с учетом особенностей, предусмотренных для субботы и воскресенья.

03.04.2020

Минфин России, МЧС России и ФАС России подготовили совместную позицию, разъясняющую, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, которое произошло из-за коронавируса, сторона освобождается от уплаты неустойки.

То же предлагается и в случае с мерами, принятыми Российской Федерацией или в иностранных государствах для предотвращения распространения вируса. Поставщик вправе ссылаться на такие обстоятельства, как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки.

Кроме того, рассматриваемые разъяснения указывают на возможность осуществления закупки у единственного поставщика при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме, либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы для предупреждения или ликвидации чрезвычайной ситуации либо для оказания гуманитарной помощи.

При этом заказчик должен будет обосновать причинно-следственную связь между объектом закупки и потребностями, которые возникли в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

Подробнее по ссылке.

03.04.2020

ФАС России вводит дистанционный режим рассмотрения жалоб на госзакупки, закупки госкомпаний, отраслевые торги, а также по обращениям о включении участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков.

С 6 апреля 2020 года заседания Комиссий ФАС России по центральному аппарату и в территориальных управлениях ведомства будут проходить в режиме видеоконференцсвязи. Всем заинтересованным лицам по всей России будет предоставлен доступ для подключения к заседанию онлайн.

Ссылка на инструкцию и приглашение (гиперссылка) для участия будет направляться участникам заседания заранее на адреса электронной почты.  

Подробнее по ссылке и  ссылке.

02.04.2020

ФАС России признала непротиворечащим антимонопольному законодательству и законодательству о торговле продажу торговыми сетями ряда социально значимых товаров по отпускной цене поставщика.

ФАС России обратила внимание на важность ответственного поведения, а именно, на неиспользовании сложившейся ситуации, связанной с коронавирусом, для собственного обогащения.

26.03.2020

ФАС России, начиная с 26 марта 2020 года, может рассматривать жалобы на торги в сфере земельного, концессионного, природного законодательства, приватизации, банкротства и иных отраслей дистанционно.

При этом рассмотрение жалоб будет осуществляться в строгом соответствии с положениями статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» только на торги:

- начальная цена предмета которых превышает 1 млрд руб.;

- по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. 

Возможность дистанционного рассмотрения жалобы в центральном аппарате ФАС России доступна организаторам торгов и предпринимателям из всех федеральных округов (за исключением Москвы и Московской области). 

Рассмотрение жалоб в таком формате проходит посредством видео-конференц-связи, предоставляемой территориальными органами ФАС России.

Для организации дистанционного рассмотрения, заинтересованным лицам необходимо подать ходатайство о предоставлении возможности участия в рассмотрении жалобы путем видео-конференц-связи через официальный сайт ФАС России не позднее 16:00 (Московское время) рабочего дня перед днем рассмотрения жалобы по существу.

Подробнее по ссылке. 

26.03.2020

Минфин России опубликовал письмо «Об осуществлении закупок в нерабочие дни» (от 26 марта 2020 г. № 24-06-08/24077) в рамках исполнения указа Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации

В 44-ФЗ установлены требования к осуществлению отдельных действий при закупках исключительно в рабочие дни. При этом, Президентом определены организации, на которых не распространяется действие Указа. Было установлено, что если таким организациям требуется срочная закупка любых товаров, работ, услуг, необходимых в период нерабочих дней, – такие организации вправе осуществить закупку без проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании 44-ФЗ вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

Подробнее по ссылке.

23.03.2020

ФАС России попросило представителей органов власти, бизнес и экспертов рынка воздержаться от ценовых прогнозов в связи с тем, что спекуляция в информационном пространстве относительно цен на те или иные товары или же их дефицит могут стать непосредственным стимулом к росту цен и необоснованному ажиотажному спросу.

ФАС России также усиливает работу по выявлению необоснованного роста цен на социально значимые продукты и товары. Особое внимание будет уделено хлебобулочным изделиям, крупам, мясу, яйцам, маслу, а также ряду овощей и фруктов.

Антимонопольный орган осуществляет мониторинг цен на указанные продукты путем ежедневной фиксации цен в магазинах сетевой торговли, а также посредствам приема обращений граждан через «горячую линию».

На сайтах всех территориальных органах продолжает свою работу «горячая линия» для получения оперативной информации о фактах повышения цен на продовольственные товары.

20.03.2020

Антимонопольная служба перешла на дистанционное рассмотрение дел до 10 апреля.

Рассмотрение будет проходить в рамках общих сроков по средствам удаленной связи:

- для заявлений - 1 месяц с возможностью продления на 2 месяца;

- для дел, находящихся в производстве - 3 месяца с возможностью продления на 6 месяцев;

- для жалоб на решение, действие (бездействие) должностного лица - 30 дней с возможностью продления не более чем на 30 дней.

Антимонопольная служба также приостанавливает проверки, за исключением внеплановых по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, связанные с защитой жизни и здоровья граждан, законодательства в сфере госзакупок и законодательства в сфере государственного оборонного заказа.

18.03.2020

ФАС России указал, что ситуация с коронавирусной инфекцией является обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем территориальным органам ФАС России необходимо учитывать данную позицию при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок.